МЕХАНИЗМ РОЖДЕНИЯ МИФА. Статья Николая Бессонова.

 

 

Я надеюсь, все понимают, что цыгане не одиноки, когда рассказывают мифы о самих себе. Свои мифы существуют и у русских. "Уровень" мифа зависит от образования народа. Лет двести назад представления о собственной истории были у русских поистине пещерными. Не то что в былинах, но даже в песнях, посвящённых относительно близким временам, имеется много анахронизмов и всяческих "накладок". Поэтому когда мы будем говорить о цыганской мифологии, то будем иметь в виду, что и она постепенно развивается. В XIX веке был очень мощным пласт "библейских" мотивов (включая, естественно, миф о происхождении от египетских фараонов). С ростом грамотности в национальной среде стала формироваться псевдонаучная мифология. Услышав краем уха от окружающих, что их предки вышли из Индии, цыгане стали активно осваивать индийскую версию своего прошлого.
Естественно, миф не существует сам по себе. В каком бы виде его не сочинили изначально, из уст в уста он передаётся только в такой форме, которая доступна большинству народа. Если учесть, что уровень образования у цыган ниже, чем у русских, то цыганские мифы выглядят в глазах окружающих наивными простодушными сказками.
Приведу пример современного мифотворчества. Однажды я был в офисе московской цыганской организации. Цыганский активист (фамилию которого я называть не стану) был очень любезен, но к концу нашего разговора не удержался от упрёка:
- Вот ты о нашей истории книги пишешь. А знаешь ли ты, как на самом деле было?
- Что было?- спросил я.
- Ну, как на самом деле цыгане вышли из Индии.
Я начал оправдываться, но мог бы этого и не делать. Мой собеседник понимающе улыбнулся. "Я знаю,- сказал он,- что это написано для "гаджен". А хочешь послушать, как старые цыгане говорят?" Разумеется, я согласился. И вот что узнал (воспроизвожу дословно):
- Когда мы, ловари, вышли из Индии, мы уже были долларовыми миллионерами. И бежать нам пришлось потому, что мы боялись, что эти деньги отберут. А чтобы по дороге не догадались о нашем богатстве, мы переоделись в нищих. Ходили в рваной одежде. Шли мы долго. Дорога была опасной. Но если на табор нападали, то дрались отчаянно. Обращали разбойников в бегство, и даже наши женщины протыкали врагов в спину насквозь кольями от палаток.
- И давно это было?- попробовал уточнить я (несколько смущённый упоминанием американской валюты).
- Давно. Ещё когда на Земле шестиметровые люди жили.
В эту минуту мне показалось, что хозяин кабинета меня разыгрывает. Но уже через полчаса я узнал, что русская секретарша приносила в офис мистическую литературу о Шамбале, Гималаях, доисторических расах великанов и тому подобных вещах. Под влиянием её агитации некоторые цыгане успели всерьёз поверить, что всё это относится к последним достижениям науки.
Вот пример современного осмысления цыганской истории! Мой собеседник окончил институт, имел все атрибуты жизненного успеха, а также привычку к чтению. Но по ментальности он был истинным цыганом - со всеми плюсами и минусами своего народа. Здесь обязательно надо отметить, что очень похвальная черта цыган - это уважение к пожилым людям. Слово, сказанное цыганским стариком, перевешивает тома, написанные российскими или европейскими учёными. И если вы будете критиковать цыганские мифы с точки зрения науки, то вам возразят фразой, разбивающей все ваши логические построения.
- Не могут же наши старики врать!
Если вы разумный и тактичный человек, то обязательно прервёте на этом месте дискуссию. Мне в описанный день хватило хладнокровия, и я удержался от напоминания, что предки цыган вышли из Индии в 6 веке - а ловари выделились в отдельную этническую группу не раньше 18 столетия. Миф живёт по законам фольклора, хотя и является своеобразной формой познания мира. При его создании автор вкладывает в сказовую форму свежую идею. В разбираемом случае это тезис об исходе цыган из Индии, а не из Египта. Для тридцатых годов XX века это было прогрессивной идеей. Ну а то, что постепенно миф стал обрастать "свежими" подробностями, удивляться не приходится. На то он и миф… Лет через 50 столь наивная трактовка ранней истории перестанет устраивать самих цыган-ловарей. Тогда появится что-нибудь новое. Уже на том псевдонаучном уровне, который характерен для современной мифологии русского народа. По большому счёту цыгане идут за нами, повторяя все наши достижения и ошибки с полувековым опозданием.
Вслед за русскими - у цыган упала рождаемость.
У русских традиционная одежда исчезла полностью, а у цыган национальный костюм ещё кое-где держится. Увы, на последнем дыхании.
Русское обычное право приказало долго жить - но и цыганские сходки постепенно теряют былой авторитет.
С другой стороны, идут улучшения в быту, молодые цыгане осваивают интернет, растёт осознание прав женщины.
Поэтому по моим прогнозам в мифотворчестве повысится роль цыганских образованных авторов. Не имея фундаментальных знаний, они будут выдвигать весьма смелые исторические и лингвистические версии. И если эти тексты будут льстить национальному самолюбию, им гарантирована популярность у тех, кто читает национальную прессу. В сущности, для создания популярного мифа много усилий не требуется.
Характерный пример.
Как только был разрешён свободный выезд из страны, цыгане влились в потоки туристов и челноков. Именно тогда большинство впервые узнало, что город Рим по-итальянски пишется как "Roma". И сразу же в десятки голов пришла нехитрая ассоциация с самоназванием цыганского народа. О последствиях вы, вероятно, уже догадались. Правильно! "Рома" (то есть цыгане) основали Рим, а значит - были предками итальянцев. Вы только посмотрите, какие они чёрные. Ну почти как цыгане!
И если вы думаете, что наша диаспора тут одинока, то ошибаетесь. Практически одновременно миф о том, что легендарный Ромул являлся цыганом, появился и на Балканах. Болгарские цыгане точно так же привезли из своих заграничных поездок это удивительное открытие.
Впрочем, о Болгарии речь впереди. Мои коллеги Е.Марушиакова и В.Попов написали подробную статью о современном мифотворчестве в их стране. А сейчас перейдём к тому, как возникают русские мифы о цыганах.

Я тут позволил себе немного поиронизировать по поводу цыганского легковерия. Не обижайтесь, дорогие читатели-цыгане. У нас, русских, этого добра тоже хватает - и сейчас я приведу очень показательный случай.
Как вам нравится фраза: "Плащуны специализируются на заказных убийствах"? Для тех, кто знает, что за этногруппа плащуны, и в чём действительно состоит их исконный промысел, фраза кажется дурацким розыгрышем. А между тем, она кочует из статьи в статью. Попробую объяснить, как она появилась на свет божий.
Итак, сотрудник милиции беседует с цыганами. Он уже знает, что "племена" бывают разные. И расспрашивает то про тех, то про других. Мало-помалу от всем известных русских цыган и котляров (про которых толком не соврёшь), разговор доходит до экзотики. Звучит загадочная фраза: "А ещё есть плащуны".
- Плащуны? Кто такие? Что за племя?- спрашивает "начальник".
И вот тут-то цыган шутит с серьёзным лицом:
- О! Это вообще страшные люди! За копейку убьют!
Естественно, в сознании оперативного работника что-то щёлкает, и он истолковывает последние слова по-своему. "Убьют за совершенно незначительную сумму… Ага! Эти занимаются наёмными убийствами!"
На следующем этапе милиционер рассказывает этнографическую новость журналисту. И понеслась… Плащуны - профессиональные киллеры - становятся очередным цыганским мифом.

Свой вклад в мифотворчество вносят некоторые цыгановеды. Например, если вы откроете книгу "Цыгане под свастикой", которая посвящена эпохе Второй мировой войны, то увидите там на 128 странице потрясающую фразу: "Цыган Сергей Козловский был адмиралом ВМФ". Надо ли говорить, что английские авторы Кенрик и Паксон были введены в заблуждение коллегой из бывшего СССР (которому в свою очередь заморочили голову белорусские цыгане). История "ляпа" такова. В реальности Козловский был капитаном. Но не капитаном корабля, а сухопутным офицером. Однако, для полуграмотных людей капитан - это тот, кто плавает по морю. Более того - для пущей солидности они переделали капитана в адмирала… Вообще-то такие серьёзные вещи надо перепроверять по архивам. Не так уж много у нас во время войны было адмиралов Военно-морского флота. Но большинству цыгановедов не свойственно утруждать себя нудными уточнениями. Увидев "подходящую" цитату, они просто перепечатывают её со сноской (а то и без сноски). В результате наша отрасль знаний полна заблуждений.
Вот другой пример. Я уже разбирал миф о том, что цыгане живут в России с 1501 года. Но недавно появилась "уточнённая" дата. На этот раз 1482 год. Сноска идёт на "Систематическое описание коллекции Дашковского музея".
Попробую объяснить примерный сценарий того, как рождаются подобные "сенсации".
Итак - в конце XIX века русский художник пишет картину "из боярского быта". Антураж допетровской Московии в моде. Публика охотно покупает полотна с теремами, красавицами в парчовых сарафанах и тому подобной патриархальной экзотикой. Одного из мастеров кисти посещает мысль изобразить боярышню, которая жаждет узнать свою судьбу у гадалки. Листая старые журналы, я наткнулся на результат этого "озарения". Картина была добротно написана, и у меня не возникло претензий ни к уютной горнице, ни к образу её хозяйки.
А что цыган тогда на Руси и в помине не было - откуда художнику знать? Он же не специалист. Во времена передвижников смуглые гадалки давно уже казались непременной частью российского бытия.
Что дальше?
Дальше картину покупает богатый человек. Естественно, она попадает в каталог его собрания. И по описи коллекции это уже не досадный анахронизм, а нейтральная строчка в длинном перечне.
"Цыганка, гадающая боярышне в XV столетии".
Через полвека (когда революция растрясла сложившиеся коллекции и добрая половина произведений даже для искусствоведов становится абстрактной) каталог попадается на глаза цыгановеду-энтузиасту.
Открытие!
Найдено свидетельство пребывания цыган на Руси в эпоху Ивана Грозного!
А такую фразу стоит раз опубликовать со сноской, как она начинает кочевать по специальной литературе. Ещё через пару десятилетий её и за границей начнут повторять. В конце концов, - им в России виднее…

Самый простодушный цыганский миф я услышал недавно на поминках у цыган-влахов. Сосед по столу, узнав, что я занимаюсь цыганской историей, спросил: "Известно тебе, что мы - самый древний народ?" Когда я поинтересовался, почему - молодой влах спросил:
- Адама и Еву знаешь?
- Знаю.- ответил я с некоторым удивлением.
- Так вот - они были цыгане!

 

Здесь мы перейдём к наблюдениям, сделанным Еленой Марушиаковой и Веселином Поповым. С любезного разрешения этих известных авторов я перескажу содержание их статьи "Миф как процесс", опубликованной в 2004 году в Софии (под обложкой сборника "Хрестоматия по цыганской культуре"). На всякий случай оговариваю особо, что это не дословное цитирование, а именно пересказ. Итак:

Фольклор на Балканах - не мёртвое наследие, а живая и динамичная система, которая постоянно развивается и выполняет разнообразные функции. История здесь скорее не точная наука, а часть национальной мифологии, причём каждый народ опирается на неё - особенно в конфликтных ситуациях. Цыганский фольклор не стал чем-то исключительным. Цыгане вовсе на замкнуты "сами в себе". Их исторические судьбы неразрывно связаны с окружающим обществом.
Самые архаичные легенды гласят, что цыгане произошли от брака между братом и сестрой. В некоторых вариантах имеются даже их имена. Брата и сестру звали якобы Чин и Геня. Несомненно эта наивная этимология восходит к старинному слову "чингене", которым турки называют цыган.
Близка к этому сюжету и легенда о парне и девушке, которых спас то ли святой Георгий, то ли святой Василий в те страшные времена, когда повсюду искали и истребляли цыган. Вероятно именно поэтому цыгане особенно почитают упомянутых святых.
В общем надо отметить, что цыгане использовали как христианскую, так и мусульманскую традицию. А иногда и обе сразу! В цыганских легендах появляются такие персонажи, как библейский Авраам, царь Нармут, архангел Михаил (он же Джебраил). Особенно часто звучит мотив погубленного царства, которое помещают в библейский Египет.
На Балканах давно и многократно записана легенда о цыганском царстве в Египте и "о цыганском царе Фараоне". Варианты имени разные. Здесь и Фираон, и Фираун, и Феравин. Разумеется, в начале идёт пересказ известной истории о бегстве евреев под предводительством Моисея и гибели египетского войска. Ну а слава спасителя цыган отдана святому Василию (или хромому Василию - за что его по сию пору чествуют в день "цыганского нового года". Этот праздник называется Василица и отмечают его 14 января.
"Египетская тема" в цыганских легендах имеет древние корни. Уже в XIII-XIV веках на Балканах были зафиксированы в различных византийских источниках два названия: "цыгане" и "египтяне". При своей перекочёвке в Западную Европу, главы таборов представлялись выходцами из "Малого Египта". Однако и позже мы видим то же самое. В 1740 году австрийский путешественник Йохан Кампелен отметил, что цыгане Османской империи гордятся своими египетскими корнями.
Для самоутверждения народов на Балканах было очень важно иметь собственную церковь, а желательно и собственную азбуку. Что касается цыган, то известна легенда, будто они поставили себе церковь из сала (или сыра). А потом не удержались и съели её. Есть и другой цикл легенд о том, что у цыган была своя азбука - но её съел осёл. Удивительно - но эти байки рассказывало не только окружающее население, но и сами цыгане! Уже в наши дни появился любопытный вариант. Согласно ему у цыган в Египте была своя азбука - но евреи спрятали её в пирамиде, в саркофаге фараона.
Когда цыгане рассказывают старинные предания, они часто ссылаются на предков для создания атмосферы достоверности. Звучит это так:
- Мой дед пришёл в Софию из Египта, пройдя по дороге через Испанию и Францию.
Ну а те рассказчики, кто пообразованнее, находят для теории египетского происхождения новые "доказательства". Например, утверждают, что "цыганский святой" Василий произошёл от древнеегипетского бога Гора!
Сейчас египетская версия ранней истории переживает бурный ренессанс. В Македонии одна из цыганских этногрупп требует, чтобы их именовали "египтянами". Примерно то же самое творится в Косово и Албании.
В России трудно представить себе цыганскую "нацию", которая активно открещивалась бы от своего происхождения. Отдельный цыган может выдавать себя - допустим - за русского при приёме на работу. Но чтобы целая цыганская этногруппа последовательно притворялась русскими или молдаванами - этого пока не было. Видимо, сказывается, что, начиная с Пушкина, "кочевому племени" в России скорее симпатизировали.
На Балканах - где в обществе издавна очень сильны негативные стереотипы по отношению к цыганам - те вынуждены были прибегать к своеобразной мимикрии. Именно поэтому есть группы, настойчиво называющие себя турками, румынами или албанцами.
Категорическое неприятие цыганского нацменьшинства привело к поискам новых форм идентичности. Например часть туркоязычных цыган Болгарии называет себя словами "мусульмане" или "миллиет" (то есть народ). Конструируется при этом и собственная древняя история. Например, предками называют неведомое племя кузнецов из Афганистана, которые ковали мечи самому пророку Мухаммеду. Есть и такой вариант. Хорохане рома (турецкие цыгане) из региона Лудогории объявили себя потомками арабов из рода курейшитов (то есть из рода пророка Мухаммеда). Но в этом они не оригинальны. О своём арабском происхождении на полном серьёзе рассказывают и болгары-мусульмане.
У турецких цыган-мусульман наблюдается и компромиссный вариант. Арабское происхождение они ухитряются сочетать с индийскими корнями. Так согласно рассказу, записанному неподалёку от города Сливен цыгане пришли из Индии - но при этом они "истинные арабы". Имена у них якобы арабские. А между индийским и арабским языком, оказывается, нет большой разницы. История эта для убедительности подтверждается ссылкой на "тайную книгу", которая хранилась на чердаке училища. Причём за чтение этой секретной информации рассказчика наказал директор.
Своя версия истории есть и у румыноязычных рударов (иначе - лингураров). Они позиционируют себя как самых древних румын. У них в ещё в незапамятные времена было собственное царство, но его разгромили враги. После этой катастрофы одна часть народа ушла за Дунай (от них и произошли современные румыны) - а другая часть осталась в Болгарии. Это и есть современные рудары-лингурары.
Для справки отметим, что в реальности дело было так. Рудары образовались как цыганская этническая группа несколько столетий назад на территории Дунайских княжеств. В тёплое время года они мыли золотой песок на берегах рек, а зимой резали на продажу деревянные ложки (ложка по румынски - лингура). Все эти люди утратили цыганский язык ещё когда были в рабстве. В конце XVII столетия рудары воспользовались ослаблением власти во время ожесточённой войны и значительная их часть убежала в Болгарию - где их потомки живут до сих пор. И сочиняют легенды, греющие национальное самолюбие.
Естественно, цыганские "интеллектуалы" утверждают, что название их этногруппы произошло вовсе не от слова "руда", а от слова "род". Появилась даже политическая партия "Родолюбие". Её официальная идеология гласит, что рудары - это "потомки древнеболгарских родов, которые заселили эти земли вместе с ханом Аспарухом при основании болгарской державы".
В Македонии тоже есть своя "историческая школа". Местные "египтяне" утверждают, будто их предков привели сюда из Египта римские войска в качестве военнопленных. Говорящие по турецки цыгане из Эгейской Фракии рассказывают о своём происхождении от пленников, которых Александр Македонский захватил в Индии. Подобные байки позволяют продлить свою историю на целое тысячелетие, и тем самым повысить свой статус в глазах окружающих. Кстати, Марушиакова и Попов с присущим им сдержанным юмором пишут о том, что не следует всерьёз критиковать подобные теории с научных позиций. В конце концов у каждого балканского народа существует собственная "историческая школа", и её основные постулаты почти никогда не совпадают со взглядами соседей.
Египетская версия почти безраздельно господствовала в цыганской среде несколько столетий. Однако, в XIX веке до цыган стали постепенно доходить разными путями открытия учёных об истинной прародине. Лингвисты достоверно установили, что предки "кочевого племени" вышли из Индии. Игнорировать эту информацию становилось всё труднее и труднее. Стало быть, настало время для нового этапа мифотворчества. Так возникла легенда о "цыганском вожде Берко", который воевал в Индии, а потом довёл свои войска до северо-западной Болгарии - где и основал город Берковица. Эта анекдотичная история быстро приняла псевдо-историческую форму и даже проникла в цыганскую прессу 1940-х годов. В одной из статей было, к примеру, написано:
"Наше меньшинство живёт с VII века в Болгарии, куда наших прадедов привёл вождь цыган всего мира - Берко - опасный противник индийского императора того времени - Абдурахмана".
Окончательную победу "индийской версии" принесла демонстрация в кинотеатрах индийских фильмов. Начиная с 1950-х годов цыгане получили возможность послушать речь любимых киноактёров и убедились в языковой общности со своей прародиной. Кроме того, цыганские активисты получили доступ к подлинным научным знаниям. Они выслушивали открытия лингвистов в упрощённой форме, а потом начинали адаптировать полученные знания к уровню своих соплеменников. Очень интересна в этом смысле цыганская легенда, записанная в 60-е годы Дональдом Кенриком и опубликованная позже во многих изданиях по цыгановедению.
"Был у нас великий царь - Ром. Он был наш правитель. Наш падишах. Цыгане жили тогда все вместе в одной большой стране, в одной хорошей провинции. Провинция эта называлась Синд. Это была красивая страна. Знали мы и счастье и радость. Но лучшие дни прошли. Имя нашего царя было Мараменгро Дев. И было у него два брата. Их имена Романо и Синган. Ну ладно - началась большая война. Мусульмане послали войско. Воины погубили земли цыган. Испепелили земли. Все цыгане побежали из этой страны… Три брата повели своих людей в дальний путь. Одни пошли в Арабию. Другие в Армению, кто-то в Византию. И в этих странах стали бедными".
Итак, этот рассказ был записан в болгарском городе Шумен, и был истолкован английским автором как доказательство того, что балканские цыгане полторы тысячи лет помнили о своём истинном происхождении. Имелась, правда, во всём этом одна тонкость. Кенрик записал "древнюю легенду" от Али Чаушева. А тот отнюдь не был безграмотным кочевником. Чаушев живо интересовался историей, самостоятельно связался с индийскими студентами, которые учились в Болгарии, а также представителями индийского посольства. Этот цыганский активист сотрудничал с международным цыганским движением (в особенности с британцем Грэттаном Паксоном). Среди его знакомых был индийский автор Чаман Лал. Другими словами, Али Чаушев был сведущ в последних достижениях исторической науки, и сам сочинил легенду, оформив её в классическом "народном" стиле. Вплоть до того, что во вступлении использовалась фраза "слышал я сам от старого своего деда". Именно таким выражением фольклорные рассказчики всегда обосновывают достоверность своих слов.
Итак, во второй половине ХХ века цыганские активисты получали всё больше достоверной информации на фестивалях и международных конгрессах. Так созрела почва для создания собственной "научной школы" - теперь уже основанной на постулате об индийском происхождении.
Для Болгарии важным событием стало издание в 1998 году книги Дональда Кенрика "От Индии до Средиземного моря". Из неё цыгане узнали многие исторические факты. И естественно стали толковать их в меру своего разумения. Марушиакова и Попов предупреждают коллег, что вскоре они запишут в народной среде "древние легенды" о персидском шахе Бахрам Гуре и подобных персонажах. Во всяком случае, уже в 1999 году на цыганском языке была записана в Добрудже легенда об этом шахе. Форма была абсолютно фольклорной. Правда, после того, как на цыгана поднажали, он с большой неохотой признался, что прочитал о Бахрам Гуре "в одной очень толстой книге" (вообще то в книге Кенрика всего 68 страниц). Но фольклористам стало ясно, что в прочих случаях этот рассказчик будет говорить, будто это "древняя легенда", которую он, естественно, слышал от своего старого деда.
Кстати, "индийская теория" даже сейчас не доминирует. Порой цыганам важнее связать свою раннюю историю с зарождением Болгарии. Уже упоминалась версия о том, что предки цыган пришли с легендарным ханом Аспарухом. Эта байка получила широкую известность. Местное население даже подтрунивает над цыганскими этногруппами, забывшими родной язык, иронично называя их "аспаруховы болгары".
Шутки шутками - а цыгане всерьёз говорили о том, что их предки были кузнецами у болгарского хана Крума, жившего в первой половине IX века. Более того, в легендах приводится такая подробность, что именно цыгане оковывали серебром череп погибшего в сражении византийского императора Никифора I Геника. Из этого черепа, согласно болгарской патриотической легенде хан Крум пил как из чаши.
Бытует и такая "теория". Цыгане - это жители некого царства, разбитого Александром Македонским во время похода на Восток. Поселишись в болгарских землях, они стали составным элементом зарождающейся болгарской нации - наравне с фракийцами, славянами и древними болгарами.
Появились псевдо-исторические книги, в которых цыганские авторы обрекают в "научную" форму обрывки различных сказок. Например так. Одна часть народа (турецкие цыгане) - это потомки пленников, которых захватил в Египте Юлий Цезарь. Другая часть - это потомки наёмных воинов императора Траяна, поселившихся в болгарских землях. Здесь эти ветераны смешались с фракийцами и иллирийцами. В результате возникла новая общность - "ромеи" (то есть римляне). Часть этой общности переселилась за Дунай и положила начало румынскому народу, а часть отправилась в Западную Европу. Опубликовал эту замечательную версию автор, пишущий под псевдонимом Ж.Георгиев, в 1995 году.
У других авторов аппетиты выше. Им желательно видеть цыган основоположниками человеческой цивилизации. Так что не удивляйтесь легендам о том, что цыганские предки жили в древней Месопотамии и были родственны шумерам. Есть также версия, что цыгане - это пропавшее "двенадцатое колено" еврейского народа. Не говоря уже об отождествлении цыган с основателем Рима - то есть Ромулом.
Самые причудливые мифы возникают на стыке цыганского литературного творчества и современной псевдонаукой. Здесь цыгане объявлены беженцами из гибнущей Атлантиды. Это своего рода сверхлюди, божьи посланцы. Именно их язык был самым древним языком человечества. Именно цыгане положили основу современной цивилизации.
Естественно, не обошлось в Болгарии без мифической Шамбалы, расположенной якобы между Индией и Китаем. Цыгане в данном случае это - "буди-мануша", то есть одно из воплощений Будды. Они изначально владели космическими знаниями и имели сверхестественные способности. (К слову сказать, в России одна образованная цыганка написала книгу примерно с той же идеологией. Конечно же, всё у кочевого народа основано на "золотом сечении". Способности у цыган и цыганок невероятные. Имеется "третий глаз". К чести нашей диаспоры эта толстая рукопись, насыщенная диаграммами и схемами, вызвала только насмешки. Правда одновременно по Москве пошли хвастливые разговоры, что цыгане - это "шестая раса").
В Болгарии появились отдельные признаки концепции, что цыгане это богоизбранный народ. Некоторые цыгане-мусульмане посетили Мекку. Один из этих паломников по возвращении утверждал, что ему явился человек в белом одеянии и вручил тайную книгу с истинами ислама, написанную на цыганском языке. Не отстают и христиане. Протестантские церкви, которые ведут проповеди в национальной среде, используют тезисы вроде: "Цыгане - излюбленные чада Господа".
Итак, на Балканах в области цыганской мифологии процветает эклектика. Старинные легенды смешиваются с научными и псевдонаучными концепциями, и на всё это накладывается религиозный фактор. Не приходится сомневаться, что этот противоречивый процесс будет продолжаться, и цыгановеды в недалёком будущем зафиксируют множество новых идей, завёрнутых в фольклорную оболочку.