Мифы и реальность цыганской жизни
 

В нашей стране цыганам грех жаловаться на внимание публики. Формально они были одним народом из ста, но в нашей культуре они представлены ярко. О цыганах сняты фильмы, имевшие шумный успех. Номера с таборными песнями и плясками в советские времена были гвоздём любой концертной программы. "Кочевому племени" посвящали книги классики нашей литературы. Казалось бы, информации достаточно. Тем не менее, в нашем обществе сложились представления, очень далёкие от действительности. Одна часть мифологии очерняла цыган, другая наоборот - идеализировала. Байке о краденых детях противостояла легенда о "самом мирном и свободном народе". В последние годы стали господствовать негативные стереотипы. Так попробуем разобраться с рядом самых распространенных клише.
*****
Начать следует, пожалуй, с самого главного мифа. "Цыгане - нация-паразит". Именно этот миф пульсирует на интернет-форумах и постоянно всплывает в прессе. Он же послужил Гитлеру основой для геноцида. Идеологов Третьего рейха я цитировать не буду; гораздо актуальнее фразы современных россиян. В качестве характерного примера мы возьмём отклики на статьи "Комсомольской правды", напечатанные 27 февраля и 28 марта 2009 года. Следует особо оговорить, что реакция читателей оказалась единодушной: только двое или трое участников обсуждения пытались что-то робко возразить. Остальные 950 отзывов были выдержаны в таком духе:


"Цыгане - народ паразит. Всякие выплески типа театра "РОМЭН", ничто, по сравнению с тем вредом который они наносят самим своим существованием."


"Любой россиянин знает, на какие деньги растут дворцы в "местах компактного расселения лиц цыганской национальности". Первый и главный источник - торговля "дурью", второй - мошенничество, замаскированное под гадание и попрошайничество и третий - карманная "тяга". А вы, "правозащитнички", видели цыгана-токаря или цыгана-каменщика??? Вот и я не видел."


"Цыгане - ворьё. 50 человек работают в театре "Ромен", остальное - грязь… Цыгане - 100% - ворьё и наркоторговцы , а те. кто не ворьё - те не цыгане, и это не обобщение, это факт."


"Всё чем занимаются цыгане - продажа наркотиков, воровство и хрень с гаданием. Не видел ни одного работающего цыгана. И отношусь к ним как к уродам."


"Цыгане: народ паразит. Жили только воровством и обманом. Артист в их среде, вроде Сличенко, исключение из правил. Те из них, кто пытается жить нормальной жизнью, изгоняется из сообщества."


"А как можно назвать народ-нацию, паразитирующих на теле общества? Когда 95% представителей этого народа, занимаются воровством, наркоторговлей, и т.д. Пора вещи называть своими именами."


"Слово цыгане сегодня звучит точно также как слова наркобизнес, наркоторговля, работорговля, воровство, обман, жульничество… Что-то не заметно их полезного труда. В основном вся их деятельность преступна и незаконна."


"Пора трезво взглянуть на эту проблему. А то, как цыгане, так все вспоминают "Будулая", театр "Ромэн" и т.п. Это все-фантастика. 95% цыган - это воры, тунеядцы, распространители наркоты, попрошайки, мошенники, грабители, насильники."


"Вы можете опровергнуть статистику? У нас в стране цыгане занимаются либо торговлей наркотиков, либо попрошайничеством-воровством, впрочем, как и в Европе. И то, что отдельно кто-то порядочный, один на несколько десятков тысяч - дело не меняет."


"Интересно, а есть ли среди цыган инженеры, технари, квалифицированные рабочие, писатели, поэты, учёные? Я лично в этом сильно сомневаюсь...".


"А что такое цыганский народ? 98-99 % цыган, живущих торговлей наркотиками, мошенничеством и воровстовм - это народ или нет?
Преступники есть в любых национальностях! Единственное, что среди цыган их 99,9 %."


"Цыган называют ворами именно потому, что они поголовно заняты преступной деятельностью. Попрошайничество, незаконная торговля, воровство, наркоторговля, грабежи."


Ещё раз подчеркну, что процитированные мнения вполне презентативны. Я намеренно выбрал наиболее типичные высказывания, оставив за бортом нацистские возгласы, что "Гитлер был прав" и решать цыганскую проблему надо при помощи газовых камер. Хочется поговорить именно о той "средней" позиции, которую в слегка завуалированной форме подают пресса и телевидение. (Закон о разжигании межнациональной розни всё же существует, поэтому тезис о "нации-паразите" звучит в СМИ с "интеллигентной" обтекаемостью).
Если послушать цыганских активистов, то их народ - жертва злобного навета. На мой взгляд, вместо обвинений в расистской травле следует объективно разобраться в мифе, поскольку возник он не на пустом месте. У вопроса два аспекта: исторический и современный. Прежде всего, надо признать, что в старину основными занятиями кочевых цыганок были гадание и нищенство, причём последнее считалось в таборах уважаемым делом. Таким образом, на создание и укрепление стереотипа работали десятки поколений цыганских женщин (мужчины с протянутой рукой не ходили). Образ оборванной босоногой попрошайки, которая просит хлеба своим многочисленным ребятишкам, прочно вошёл в мировую культуру, и бороться с этим так же глупо, как отрицать образ русского бородатого пахаря или немецкого ландскнехта. Единственное, что мы должны сделать - это поставить явление в исторический контекст. Прежде всего, напомним, что в дореволюционной России было по официальным данным около 300 тысяч профессиональных нищих. По чисто демографическим причинам цыганок среди них не могло быть более 20 тысяч. Хотя и эту цифру я называю "с запасом". Ещё интереснее статистика сейчас. Мало кто знает, что за последние полвека в национальной психологии произошла переоценка ценностей, и ныне попрошайничество считается занятием позорным. Цыганские семьи России практически оставили этот промысел. На улицах наших городов просят подаяния только приезжие цыганки (из Закарпатья, Таджикистана и Узбекистана). Кстати, никто не задаётся вопросом: сколько конкретных лиц поддерживает былую нищенскую репутацию. Поэтому многие просто откажутся поверить факту, что из трёхсот с лишним тысяч цыган, живущих на постсоветском пространстве, побираются от силы тысяч 5-6. И, конечно же, никто не будет учитывать, что раздражающее граждан уличное гадание также сократилось на порядок.
Цыган всегда упрекали, что они живут мошенничеством и обманом. Это было преувеличением даже в отношении кочевых семей. Важной частью таборной экономики было ремесло. Цыгане занимались кузнечным делом, лудили, плели на продажу корзины и резали ложки. Даже русские цыгане (которые предпочитали торговлю лошадьми) нанимались пахать огороды или возить дрова. Ещё больше удивил бы публику экскурс в далёкую историю. Хотя принято считать, что цыганская жизнь в официальных бумагах не фиксировалась, это далеко не так. В XVI веке после захвата Балкан турецкие завоеватели провели перепись населения, чтобы обложить его податью. В налоговом реестре указывались занятия, поскольку шкала была дифференцированной. Были учтены и цыгане. Оказалось, что почти все они зарабатывают на жизнь полезными профессиями. Помимо кузнецов османские мытари выявили в 1522-23 годах: лудильщиков, ювелиров, музыкантов, печников, сапожников, кожевников, портных, маляров, решетников, торговцев халвой, сыроваров, мясников, шашлычников, огородников, караванщиков, слуг, копателей колодцев и артистов. Отдельно упомянуты среди ремёсел изготовление подковок на обувь, сабель и мешковины. Встречались также: монахи, лекари, хирурги, стражники.
Конечно же, россиян, пестующих миф о вечном цыганском тунеядстве, такая седая старина не интересует. Вы вероятно обратили внимание, как уверенно националисты оперируют цифрами (95 % цыган не работает, 99,9 % - паразиты и так далее). Всё это, естественно, плоды воображения. Исследования о трудоустройстве цыган в современной России не проводились вообще. Вся "статистика" выдумывается на ходу. И всё же я бы не спешил обвинять россиян в шовинизме. Людям свойственно доверять личному опыту. А тут есть некая тонкость. Прохожие могут идентифицировать цыган только в момент стереотипно "национальных" заработков. На той же привокзальной площади заметны лишь гадалки и попрошайки. Но никто не заподозрит цыгана в идущем по своим делам прилично одетом рабочем, студенте, враче или инженере. Беда цыган в том, что их очень мало. Их доля в российском населении составляет всего одну десятую процента. На практике это означает, что можно прожить жизнь, и не встретить ни одного цыгана в качестве одноклассника, соседа или сослуживца. Лично у меня было именно так. Пока я не занялся данной темой профессионально, судьба сталкивала меня только с уличными гадалками. Конечно же, я был удивлён, когда увидел, сколько среди моих новых знакомых социально адаптированных людей.
Увы - проблема имиджа не решаема. Какие бы усилия не предпринимались, русские будут верить "своим глазам", а не фактам из статей специалистов. В интернет- публикациях я даю ответы на вопрос: "Видел ли кто цыгана-токаря?", называя конкретные фамилии. Но много ли желающих читать списки шахтёров, животноводов или учёных? Более того. Даже если у кого-то есть знакомые труженики, именно их будут стереотипно считать исключением, а криминальное меньшинство - правилом.
Окончательно ставит крест на цыганской репутации скрытность честных работников. Теоретически каждый из них возмущается, когда читает в газетах про паразитизм своего народа. Но когда доходит дело до него лично, врач просит: "Не упоминайте, что я цыган. Не хочу потерять пациентов". Точно так же маскируются преподаватели, ювелиры, адвокаты, и даже студенты. Одни только артисты вынужденно позиционируют себя как цыгане. (Отсюда "толерантная" оговорка в газетах и на форумах, что помимо воров есть ещё Сличенко и его труппа).
Печальнее всего, что последние 15 лет цыгане дают повод для ненависти. До сих пор мы не рассматривали проблему наркоторговли - а она существует реально (хотя и многократно раздута прессой). Крылатой стала фраза некого оперативника: "Есть цыгане, которые не торгуют опием. Это те, кто торгуют героином. Остальных единицы". Данную цитату сладострастно тиражируют или перефразируют, выдавая за истину. В свете всего сказанного выше ясно, что это очередная ложь. Конечно же, наркоторговцы в своём народе в меньшинстве. Но я далёк от того, чтобы отрицать очевидное. Действительно, преступники цыганской национальности очень заметны в наркобизнесе, поскольку именно на них возложено распространение в розницу. Ни один предвзятый журналист не нанёс цыганам столько вреда, как эти криминальные элементы. Они на виду. По ним судят о нации.
Если отбросить эмоции, и смотреть на ситуацию через зеркало милицейской статистики, то цыганские наркоторговцы занимают не более 5 % рынка. С одной стороны это ничтожно мало. Если бы завтра каким-то чудом из России исчезли все цыгане, то 95 % преступников всё равно бы остались, а пустующую нишу тут же заполнили бы славяне и кавказцы. Но, с другой стороны, 5 % это катастрофически много. Во-первых, из этой цифры видно, что пропорция наркоторговцев среди цыган выше, чем у коренного населения, а во-вторых, за этой цифрой стоит горе тысяч семей. Никто и никогда не объяснит родственникам и друзьям погибших, что цыгане в этом бизнесе - мелкая сошка. Они глухи к совершенно справедливым утверждениям о честных заработках большинства.
СМИ рассматривают имеющийся криминал под лупой. Благодаря ежедневному повторению неприглядных сюжетов у населения сложился стереотип, что любой солидный цыганский дом построен "на крови". Эта национальность трагически не умеет показать себя с лучшей стороны. Почему бы в день космонавтики не напомнить, что прорыв в космос - наше совместное достижение? Можно было бы рассказать об инженере-полковнике А. Баурове, который испытывал первые советские ракеты на полигоне в Капустином яру и об инженере-полковнике О. Эрденко, проектировавшем космический корабль "Салют"? В День победы можно огласить материалы о героизме цыган, сражавшихся с фашизмом. Существуют сотни информационных поводов для репортажей о вкладе в культуру и о достойных профессионалах в самых разных областях. Вместо этого национальные активисты неуклюже оправдываются, перекладывая вину за наркоторговлю на русских и на коррумпированную милицию. Надо ли говорить, что такая тактика только злит общественность?
Итак, приходится констатировать отсутствие перспектив. Хотя ни история, ни нынешнее положение дел не дают повода для оскорбительных обобщений, миф о "народе-тунеядце" по ряду психологических причин будет только укрепляться.
*****
С другими мифами всё же легче. Когда разговор касается менее болезненных тем, гораздо проще донести до читателей истину.
К примеру, при обсуждении цыганского вопроса, журналисты постоянно употребляют фразу "этот кочевой народ".
Если русский рабочий переезжает из Сибири во Владимир или провинциальный начальник получает повышение в Москву, это рассматривается как банальная смена места жительства. Но если в какой-то город приезжают цыгане, терминология тут же меняется. Принято писать, что они "прикочевали". Между тем, после указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, прошло уже полвека. И у каждого цыгана России есть собственный дом.
Но может быть, массовая оседлость появилась только сейчас?
Штамп о народе неисправимых романтиков далёк от действительности. Факты говорят о том, что и сто лет назад большинство цыган мира жило под крышей. Более того, если мы устремим пытливый взор вглубь веков, то и там увидим ту же картину.
Основная масса цыган всегда проживала не в Западной Европе, а в Восточной. Да и Азию не надо сбрасывать со счетов. А на Востоке (где не было гонений) цыгане с незапамятных времён обзаводились земельными участками и домами. Уже при становлении цыгановедения как науки кочевой образ жизни стали ошибочно считать основным для цыган. Вольно или невольно значение кочевья преувеличивалось. Между тем, факты противоречили умозрительным конструкциям. Как известно, в Болгарии постановление о принудительной оседлости было принято в 1958 году. На тот момент в стране было 14 тысяч кочевых цыган. А согласно переписи населения, проведённой двумя годами ранее, свою цыганскую национальность задекларировали 197.865 человек. То есть - с какими поправками ни считай - кочевников было не более 6 % от общей численности болгарских цыган! Иными словами, к середине XX века по меньшей мере 94 % цыганской общины добровольно и без всякого государственного давления выбрало жизнь под крышей собственного дома .
В Галиции было в 1891 году 2346 цыган. Только 466 из них кочевали.
В Венгрии уже к концу XIX века оседлость победила окончательно и бесповоротно. Согласно переписи 1893 года в стране насчитали:
243.432 - оседлых цыган
22.570 - полуоседлых
8.938 кочевых.
В массовом сознании именно Румыния предстаёт как "классическая" страна кочевья. Традиции жизни в кибитках и палатках здесь действительно не прерывались никогда. По сию пору туристы очень любят фотографировать живописные таборные сцены. Но в зеркале статистики всё выглядит несколько иначе. В 1977 году число кочевых и полукочевых цыган в Румынии оценивалось в 65 000 человек. Однако, общая численность цыганского нац. меньшинства составляла как минимум 540.000 человек.
После этой экскурсии по Восточной Европе, обратимся к Западу. Принято считать, что правительства, пытавшиеся осадить цыган на землю, неизменно терпели крах. История не подтверждает этот тезис. Серьёзные усилия были предприняты для оседания цыган правительством Испании в конце XVIII века. Эта попытка увенчалась успехом. За несколько десятилетий испанские власти свели кочевье к минимуму. Почти одновременно проводилась программа по борьбе с "бродяжничеством" в Австрии. Эти усилия тоже не были потрачены впустую. Чтобы оценить результаты, достаточно взглянуть на так называемых "цыган Бургенланда". Кочевников там можно было буквально пересчитать по пальцам.
Кочевые цыгане всего-навсего заметнее прочих. Они бросались в глаза, а их деревенских и городских собратьев если и замечали, то считали "нетипичными". С глубокой древности жизнь без романтичных скитаний вполне устраивала большинство цыганского народа. А уж в наши времена даже говорить не о чем. В поисках кочевников надо колесить по всей Европе. По пути вам будут встречаться цыганские кварталы, посёлки и отдельные дома. И повсюду на вопрос: "Где найти странствующий табор?" вам будут только смущённо разводить руками. Как говорится - и рады бы помочь…
Атмосферу истинного романтичного кочевья вам удастся почувствовать только на конгрессах цыганских активистов. Вот здесь, в присутствии прессы, ведётся много разговоров о вольной душе, горячей любви к коням, а также о репрессивной политике европейских государств, мешающих цыганам жить так, как они привыкли с древности.
*****
То, что цыгане - миролюбивый народ, не склонный вмешиваться в конфликты, у нас никогда не ставилось под сомнение. Но так ли уж безупречен взгляд на цыган как на вечных пацифистов?
Жестокое законодательство западноевропейских стран поставило скитальцев вне закона. Во многих государствах каждого встреченного на дороге цыгана полагалось казнить или отправить на каторгу всего лишь за принадлежность к гонимому племени. Таборам приходилось скрываться по лесам, но, увы - помогало это далеко не всегда. Спасаясь от гнёта репрессивного законодательства, многие цыгане вербовались в армию: это как бы переводило их на легальное положение. Во времена правления французских королей Людовика XIV и Людовика XV цыгане находились на службе в пехоте, кавалерии, драгунах и в артиллерии. Часто музыкальные способности приводили их в состав военных оркестров, где они были барабанщиками и трубачами. Швеция, которая вплоть до Полтавской битвы была ведущей военной державой Европы, не могла быть слишком привередливой при вербовке солдат. Людские ресурсы этой страны были ограничены, и командование было радо каждому новому бойцу. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. В ту эпоху за каждой армией следовали маркитантки и "солдатские жёны". Естественно, цыганские семьи входили в состав громоздких обозов. Дети питались из полковых котлов, что при цыганской многодетности было весьма накладно для государства. Тем не менее, шведские полководцы считали, что игра стоит свеч. Точно так же рассуждали военачальники Германии, Польши и ряда других стран, а также крупные феодалы, принимавшие цыган на службу и дававшие взамен своё покровительство.
В Восточной Европе закон тоже известны случаи, когда цыгане участвовали в боевых действиях. Какое-то время они принимались на службу в Великом княжестве Литовском. Во всяком случае в одном из указов было записано, что "цыгане все для войны годятся".
Широко известно, что ударной силой турецкой армии был корпус янычаров. Эти элитные войска набирались из представителей завоёванных народов. Вряд ли кому-то из читателей приходило в голову, что среди янычаров были цыгане. Между тем, этот факт подтверждается османскими документами, составленными в начале XVI века.
Современные цыгане любят называть себя самым миролюбивым народом. "Никогда мы не вели войн", - с гордостью говорят они. Это правда - но правда неполная. Цыгане за свою тысячелетнюю историю множество раз были втянуты в вооружённые конфликты. Цыгане воевали за Османскую империю и против неё, они сражались в армии французского короля Генриха IV, и служили в португальских войсках. В эпоху наполеоновских войн русские хоровые цыгане вступили в кавалерийские части, защищая Россию, а их далёкие европейские собратья пополнили ряды французской, австрийской, английской и испанской армии. Потом была Первая мировая война, и снова "пацифисты" гибли с обеих сторон, отстаивая интересы стран, в которых они родились. Кто-то был просто мобилизован. Кто-то, напротив, охвачен патриотической эйфорией. Но - положа руку на сердце - победа той или иной стороны не ухудшила бы их жизнь кардинально. "В чужом пиру похмелье". Вот какова была доля убитых и покалеченных в европейских конфликтах цыган.
Война против нацизма стала первой за тысячу лет войной, в которой цыгане сражались, защищая своё право на жизнь, своих жён, детей и матерей. Немецкие фашисты сделали геноцид цыган, наряду с геноцидом евреев, основой своей идеологии и политики. Не приходится сомневаться, что в случае победы, гитлеровцы истребили бы эти народы поголовно. К 1945 году погибло по меньшей мере 130 тысяч европейских цыган - их расстреливали, топили, сжигали, уничтожали в газовых камерах. Вот почему во многих странах появились герои-антифашисты. Известно, что цыгане становились партизанами в Италии, Словакии, Югославии и Франции. Однако самый серьёзный вклад в крушение гитлеровской Германии внесли цыгане СССР. Их участие в борьбе было поистине массовым. Уже сейчас документально подтверждено, что они служили не только в пехоте или кавалерии. Оказывается, многие русские и украинские цыгане (получившие ещё до войны хорошее образование) сражались в технических родах войск. Среди них были связисты, артиллеристы, танкисты и даже лётчики.
****
Представление о том, что "цыган - и в Африке цыган" относится к разряду очень стойких. При этом сами цыгане при знакомстве обязательно спрашивают, кто какой "нации". Последнее слово означает этническую группу. У "нации" имеется не только свой диалект. Обязательно есть разница в обычаях, фольклоре, способах зарабатывать на жизнь.
После перехода на оседлость цыгане, живущие в крупных городах, стали больше между собой общаться. Их бытовые условия сблизились. Но и сейчас существуют отличия в культуре. Вот вам сценка из жизни. В современной Москве встретились на Пасху две хорошие знакомые. Русская цыганка по обычаю говорит крымке: "Христос воскресе" - а та ей в ответ: "Аллах акбар". Разошлись с обидой. И совершенно напрасно. Русские цыгане - православные. Большинство крымских цыган - мусульмане. Так сложилась история. По большому счёту разная религиозная принадлежность не мешает крымам и русска рома общаться, вместе сидеть за праздничными столами, или - допустим - петь в одном ансамбле.
Нам, русским это трудно до конца понять. Мы - единый народ. Конечно, казаки отличались от поморов из-под Архангельска. И всё же различия никогда не бывают настолько кардинальны, как в цыганской среде. Если бы в одно купе поезда сели современный испанский кало, палестинский дом (с родным арабским языком) и украинский сэрво, то они даже не поняли бы, что принадлежат к одному народу.
Мало кто знает, что большинство цыганского народа давно утратило родное наречие. В этом смысле ситуация в нашей стране - исключение. К примеру, в Венгрии четверо цыган из пяти говорят только по-венгерски. Среди языков, на которые прочно перешли некоторые этногруппы, назовём румынский, арабский, таджикский, турецкий, армянский.
Жизнь в разных странах наложила свой отпечаток не только на язык, религию и ментальность цыган. Разница есть даже во внешности. Не надо быть антропологом, чтобы увидеть отличия между стройными высокими цыганками "северной ветви" и коротконогими скуластыми "мадьярками".
Разобщению сильно способствует различный социальный опыт. Когда цыгане съезжаются на свои "всемирные конгрессы" или фестивали народного творчества, им трудно понять друг друга. У них разные проблемы.
Есть государства, в которых цыгане стали заложниками этнических конфликтов. Разве мало страдают домы Израиля от стычек между палестинцами и евреями? И разве по своей воле променяли тысячи цыган бывшей Югославии свои дома на палаточные лагеря беженцев? Во Франции до сих пор есть семьи, кочующие в автофургонах и трейлерах. И они очень обижаются на правительство за то, что специальных стоянок гораздо меньше, чем им хотелось бы. В Греции цыганских детей не принимают в школы. В Чехии человека с ярко выраженной наружностью не пустят во многие рестораны, даже если он одет в дорогой костюм. Может ли русский цыган вообразить подобную форму дискриминации на своей родине? И может ли наша цыганка представить, что она ляжет в больницу на операцию, а там её под наркозом заодно стерилизуют, даже не поставив об этом в известность? А между тем, в Чехии и Словакии такие случаи исчисляются сотнями!
Пожалуй, здесь я остановлюсь в своём перечислении. Надеюсь, уже сейчас читателям ясно, почему так неэффективен международный цыганский союз. Из многих стран туда даже не приезжают делегации. Цыгане понимают, что единой позиции всё равно по большинству вопросов выработать не получится, а конкретные проблемы лучше решать на местах.
*****
Лежи тихо - а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Если бы всё ограничивалось фольклорными байками - это было бы полбеды. Беда в том, что не осталась в стороне и литература. Поэты и писатели постоянно прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба. Но пьеса "Проделки Скапена", созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше. Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком украдена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении предрассудков. Сейчас их роль сошла на нет. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго - украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.
Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет - настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно.
Нас, естественно, интересует, что же стоит за "чёрной легендой". Ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?
Не будем забывать, что цыгане - такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же, им хотелось воспитывать ребёнка своей крови. Но если маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.
На практике так и происходило. Причём без всяких похищений. Увы, во все времена хватало сирот и беспризорников. Крутились они на рынках и на вокзалах - то есть, там же, где промышляли цыганки. Никому эти оборванцы не были нужны. По большому счёту просто некому было спохватиться и забить тревогу, когда смуглая женщина предлагала мальчишке или девчонке любовь и ласку.
Цыгане не любят рассказывать о том, какие дети приёмные, а какие родные. Но тут они - согласитесь - ничем не отличаются от нас с вами. Будучи вхож в национальную среду, я знаю десятки современных историй с усыновлениями, однако в большинстве случаев не могу разглашать подробности по этическим соображениям. Да - цыгане нередко обращались в детские дома. Если они были оседлыми, наше государство не видело повода им отказывать. В частной беседе мне рассказывают всю подноготную, но… просят фамилий не упоминать, хотя, по моему разумению, стыдиться здесь нечего.
К счастью, в 2002 году нашлась, наконец, цыганская семья, прорвавшая информационный барьер. 25 октября вся страна увидела по каналу НТВ документальный фильм о котлярах, из Ростовской области, которые усыновили русского мальчика, чтобы вырастить его как родного и сделать наследником своего богатого дома. Из комментария зритель узнал, что родная мать ребёнка лишена родительских прав. К моменту интервью приёмный сын разговаривал по-цыгански лучше, чем по-русски… Кстати, я лично видел в некоторых котлярских посёлках множество официально усыновлённых белобрысых мальчишек. О причинах усыновлений откровенно написал цыган-котляр О.Н.Петрович. В своей книге, вышедшей в 2006 году, он рассказывает следующее: "В семьях цыган, где не было сыновей, а рождались лишь дочки, люди усыновляли чужих беспризорных детей, не придавая значения национальности ребёнка".
Если бы этот мир был справедлив, то люди были бы благодарны цыганам за то, что они много столетий подряд брали на себя заботы о сиротах. Европейские страны сотрясали войны и бунты, люди гибли от эпидемий и голода. Без родителей оставалось множество детей. Всем, конечно, не поможешь. Но тысячи малышей обрели в таборах новую семью! Порой цыгане были очень бедны - однако ж, они делились с приёмными детьми всем, что имели сами.
В награду за доброе дело мы по сию пору считаем их коварными похитителями.
"Но ведь кражи существуют! - возмутится читатель. - Ладно! Допустим, были усыновления. Но разве не пишут газеты о конкретных случаях? Славянских детей крадут, чтобы они собирали милостыню!"
Не буду спорить с тем, что статьи такого рода периодически выходят. Более того, существует официальная точка зрения. В 2002 году российская милиция провела так называемую операцию "Табор". Были проверены стоянки цыган, приехавших на заработки в крупные города. Заместитель министра МВД, начальник службы общественной безопасности Александр Чекалин привёл на пресс-конференции статистику, которую наши СМИ комментировали так:
"При цыганах были обнаружены 2143 ребенка в возрасте до 7 лет и 2274 возрасте от 7 до 16 лет. Происхождение 221 ребенка цыгане не смогли даже объяснить. По мнению Чекалина, скорее всего, эти дети были взяты в наём или куплены специально для совершения правонарушений".
Я думаю, понятно, как наше общество реагирует на такие обвинения. Выходит, всё это не сказки! Оказывается, наша милиция выявила более 200 украденных цыганами детей!
Естественно, я не мог пройти мимо таких публикаций. Уже в 2003 году я издал второй выпуск монографии "Цыгане и Пресса". Там я подробно остановился на этой "болевой точке". Ведь на самом деле "страшилки" о двух сотнях похищенных малышей - это плод элементарного недоразумения. У нас нет никаких оснований для того, чтобы обвинять милицию в сознательной лжи. Просто зам. министра и его подчинённые неверно истолковали реальную ситуацию. Полагаю, будет правильно, если в рамках этой статьи я повторю свои рассуждения. Но вначале объясню, почему беру на себя роль эксперта.
Основным объектом операции "Табор" стали стоянки венгерских цыган, приехавших из Закарпатья в Москву и Петербург. Так сложилось, что я вёл этнографические исследования на тех самых лесных стоянках, где милиционеры "обнаружили украденных детей". Всех обитателей полиэтиленовых палаток я знаю поимённо. И за восемь лет у меня была возможность досконально разобраться в весьма запутанной системе родства у цыган-"мадьяров".
Ни одного похищенного ребёнка на стоянках, естественно, нет. А рождались нездоровые сенсации так. Милицейский патруль задерживал женщин идущих в город на промысел. Документов на детей не было, а если и были, то часто "не те". Объясняется это следующими типовыми ситуациями:
- заболевшая женщина отпустила своего ребёнка с уходящей в город подругой
- многодетная мать с рождения отдала ребёнка на воспитание родственникам. Оформлять младенца на чужую фамилию не стала, чтобы не терять "детское пособие", получаемое на Украине.
- после развода и создания новой семьи ребёнок числится по прежней фамилии, что автоматически делает его украденным в глазах милиции.
- юная девушка может нести за спиной сводного братишку
- семья, оставшаяся на родине, отпускает детей с родственниками в Россию "на заработки".
Надеюсь, из сказанного видно, насколько расходится реальная жизнь с её бумажным отражением. Русские милиционеры, кстати, могут быть искренне уверены в том, что налицо криминал. У многих "мадьярских" детей абсолютно не цыганский вид: голубые глаза, светлые волосы… Подозрения перерастают в уверенность, когда такого ребёнка приходит забирать из приёмника-распределителя чёрная как сапог мать. Я вынужден во всех своих публикациях напоминать снова и снова. "Мадьяры" из Закарпатья, это вовсе не кочевники в вашем привычном понимании. Их предки по меньшей мере триста лет жили осёдло бок о бок с венграми. Разумеется, интенсивно шло смешение крови, результаты чего мы сейчас и наблюдаем. Когда экономический кризис оставил мадьярскую общину без привычной ей работы на фабриках, оседлые цыгане Закарпатья ринулись на заработки в более благополучную Россию. Их-то наши журналисты и принимают за кочевников в десятом поколении.
Что касается исхода задержаний, то даже предвзятые работники милиции вынуждены были раз за разом признавать свою ошибку. После перепроверок оказывалось, что дети у цыганок не краденые. Их без лишнего шума возвращали матерям. Естественно, прессе о таком конфузе не сообщалось. Гораздо интереснее публиковать душераздирающие истории, чем их опровержения.
Можно ли поручиться, что цыганки нигде и никогда не похищали детишек? Я этого не утверждаю. Мало ли что могло произойти за полторы тысячи лет цыганской истории? Если это преступление существует как таковое, и если его совершали люди всех национальностей, почему цыганский народ должен быть единственным исключением? Наверняка (хоть и крайне редко) такие криминальные случаи были. Увы, что-то конкретное по этому поводу нам сказать трудно. Ни мне, ни моим коллегам пока ни разу не встречался достоверно доказанный эпизод.
*****
Цыган издавна наделяли эпитетом - "вольный народ". Считается, будто они никогда не покорялись рабству. Однако, в прошлом "кочевого племени" есть весьма неожиданная страница. Рабство цыган в Дунайских княжествах.
Под Дунайскими княжествами историки подразумевают два государства: Молдавию и Валахию. После того, как они слились воедино, образовалась современная Румыния. А под термином "рабство" следует понимать именно невольничий статус. И терпела его местная цыганская община целых пятьсот лет, вплоть до 1856 года.
Конечно, приятно представлять себе вольный табор, который едет, куда глаза глядят. Вот только на румынских землях существовала маленькая оговорка. Глаза не должны были глядеть за границу… Нарушителей этого нехитрого правила могли избить до полусмерти. Или даже казнить.
Разумеется, когда власть ослабевала, некоторым цыганам удавалось вырваться. Например, во время военной сумятицы в конце XVII столетия часть таборов перебралась через восточную границу. Потомки этих беглецов и сейчас живут в Болгарии. Последствия массовых побегов отзываются и у нас. Те цыгане из Валахии, которые сбежали в Сербию, а потом кружным путём дошли до Украины, теперь зовутся влахами и сэрвами.
Но улизнуть удалось меньшинству. Большая часть румынских цыган так и осталась под гнётом. Согласитесь - пятьсот лет в рабстве - это немалый срок для того, чтобы сделать некоторые выводы. Похоже, цыгане слеплены из того же теста, что и все европейцы. Если обстоятельства выше их, они готовы смириться с неволей.
Не раз я читал в книгах романтичные фразы, что для цыгана свобода дороже жизни. Но всё это обман. Если бы свобода действительно была дороже жизни - стали бы цыгане отбывать до конца тюремные сроки? Многовековая практика показывает, что цыгане и цыганки вовсе не идут на самоубийство даже после приговора к очень длительной отсидке. И в этом смысле все мы одинаковы. Во время Второй мировой войны фашисты отправляли в концлагеря миллионы безвинных людей разных национальностей. Все они цеплялись за жизнь - пусть даже в каторжных условиях Освенцима или Бухенвальда.
Если меня спросят, известны ли историкам народы, которые действительно не переносили рабства, то я назову северо-американских индейцев. Вот они действительно проявили неслыханную стойкость, предпочитая смерть игу белого хозяина. Колонизаторам даже пришлось завозить из Африки негров, потому что "краснокожие" категорически отказывались быть рабами.
Были и "промежуточные" варианты. Я имею в виду те случаи, когда у подневольного люда переполнялась чаша терпения, и они брались за оружие. Восстание Спартака. Пугачёвский бунт. Революция негров-рабов на Гаити.
В этом смысле цыгане оказались "удобными" рабами. Никаких восстаний или даже элементарных поджогов боярской усадьбы они не устраивали.
Цыганских рабов продавали как скот. Так в 1834 году в Бухаресте прошёл крупный аукцион. Барбу Штирбей, князь Валахии возжелал подновить свой дворец. Нужны были деньги, и он выставил на торги 3000 цыган! Один мужчина стоил 15 дукатов, одна женщина - 12, а дети до шестнадцати лет пошли за половину этой цены.
В науке до сих пор существует точка зрения, будто цыганское рабство было номинальным. Коллеги не раз напоминали мне, что урсары и кэлдэрары кочевали. Действительно, невольничий статус выражался для таборных цыган лишь в том, что они раз в год платили хозяину оброк. Но речь не о них. Разве мало было цыганских семей, которым запрещалось удаляться от монастыря или от хозяйского поместья? Больше половины рабов возделывали землю или прислуживали в домах! Всем этим людям грозило жестокое наказание за попытку вести кочевой образ жизни.
Источники, которые имеются в распоряжении специалистов, позволяют сделать печальный вывод. Многие цыгане испытали на себе "классическое" рабство, сравнимое с древнеримским или американским. Домашнюю прислугу заковывали в цепи, подвергали пыткам. Цыганке-кухарке иногда надевали железный намордник, чтобы она не могла есть господскую провизию. Слуги ходили в ошейниках, из которых в стороны торчали железные прутья. Это было нужно не только для того, чтобы каждый видел беглеца. При попытке лечь концы прутьев упирались в пол, и ошейник начинал душить человека.
Я мог бы и далее перечислять мрачные факты, но полагаю сказанного достаточно, чтобы читатели скорректировали своё мнение о вольнолюбивом цыганском характере.
Давайте лучше затронем другой аспект проблемы.
Вопреки нашим стереотипам, трудно найти второй такой "внутренне зажатый" народ. Даже если нет никаких посягательств со стороны коренного населения, цыгана никак нельзя назвать свободным. Он невероятно сильно зависит от мнения соплеменников. Существует целая сеть национальных обычаев, требований этикета и неписанных законов. В итоге каждый живёт под прессом фразы: "Что люди скажут?".
Приведу один конкретный пример. Существует старинный обычай, когда на свадьбе выносят окровавленную рубашку в знак того, что невеста блюла свою девичью честь. Если поговорить по отдельности с московскими цыганами, практически везде вам скажут, что с удовольствием обошлись бы без этой части ритуала. Особенно это относится к образованным интеллигентным семьям. Вот уже несколько десятилетий городские цыгане тяготятся традицией, которая теперь выглядит в их глазах чем-то неприличным.
Когда настаёт пора выдавать замуж дочку, родители и рады бы избавить её от унизительной процедуры, однако их останавливает страх быть первыми. Ведь если поступить как современные русские люди, получится нехорошо. Выходит, все прежние невесты были "честными", а наша - гулящая девка?!
И так во всём. Простыня - это частность. Вся цыганская жизнь пронизана сверху донизу рабской зависимостью от общественного мнения.
И пусть многие ритуальные запреты уже давно пережили свой век. Пусть в изменившихся условиях некоторые обычаи тяготят самих цыган. Они будут тщательно соблюдать "на людях" то, над чем смеются поодиночке.
А потом будут говорить журналистам, какой они "вольный народ".
*****
Своеобразным подвидом "мифа о свободном народе" стал штамп о вольной цыганке. Есть все основания говорить о его литературном происхождении.
Эсмеральда порхает по Парижу как вольная пташка.
Пушкинская Земфира изменяет нелюбимому мужу, не страшась "ни ножа, ни огня".
Кармен меняет любовников, когда захочет. Не родился ещё мужчина, который мог бы ей командовать.
Рада требует, чтобы Зобар при всём таборе поклонился ей в ножки.
О, как страстны и своенравны цыганки в книгах и в кино! О, эти романтичные натуры! Нас долго приучали верить красивой легенде, и с какого-то момента читатели стали воспринимать как должное строки о том, что для цыганок "воля дороже жизни"…
Можно ещё понять, русского или француза, когда они повторяют это, мягко говоря, преувеличение. Но афоризм про "волю" вышел из-под пера Ивана Ром-Лебедева, отец которого был дирижёром цыганского хора! Ему ли было не знать, что такое таборная мораль? Уму непостижимо! Драматурги Лебедев и Хрусталёв, - сами цыгане по национальности - со странным постоянством брали сюжетом для своих пьес смотрины женихов и тому подобную околесицу.
Придётся, увы, разочаровать моих читателей. Как бы ни были прекрасны образы, созданные в мировой литературе, поступки гордых и независимых цыганок полностью противоречат национальной психологии. Характер цыганской женщины действительно своеобразен и парадоксален - но его уникальность иного рода, чем мнило искусство. Характер этот формировался веками. Прежде чем верить писателям, обратимся к "презренной прозе", к тому самому быту, который исподволь делает людей такими, каковы они есть.
Основа национальной психологии - экономика. Прав будет исследователь, который именно в ней будет искать истоки нравственных установок. Так что же творилось у цыган? Как обычная средняя семья добывала хлеб насущный?
Мужчина старался заработать торговлей или ремеслом. Естественно, многое у него зависело от удачи, от сбыта, от выгодного заказа. Если бы кормильцем был только он, то семья жила бы по поговорке "то густо, то пусто". Определённую стабильность вносила в быт именно женщина. Ежедневно она уходила гадать, плясать или просить. И каждый вечер, вернувшись к своему шатру, доставала из торбы что-нибудь съестное для мужа и детей. Дочь кочевого народа постоянно вращалась среди чужих, не всегда дружелюбных людей, и поневоле вынуждена была набираться смелости, находчивости, даже развязности. Речь цыганки - вольная, порой циничная - отбивала охоту заигрывать с нею. Мало кто понимал, что в родном таборе она преображается.
У цыганской женщины два лица - одно для улицы, другое для дома. Два характера. Один для общения с чужими, другой для своих.
Откуда это раздвоение? У прочих народов женщины начали ставить себя на одну доску с мужчинами, едва получив экономическую самостоятельность. На это не требовалось много времени. Сколько заняла женская эмансипация в Америке и Европе? Пол столетия или даже менее того!.. А у цыганского народа, женщины которого испокон веков зарабатывают не меньше мужчин, семья по сию пору построена на иных началах.
Итак, почему большинство цыганок признаёт власть мужчины?
Прежде всего, конечно, сказываются древние индийские традиции. Краеугольный камень восточного воспитания, это верность мужу, почтение к отцу и братьям, и вообще к старшим. В кочевых таборах сильный пол порой насаждал свою власть недостойными методами. Супруг настаивал на том, чтобы избранница слушалась его с полуслова, и если он пускал в ход кулаки или кнут, его никто за это не осуждал. Замужняя молодая цыганка раньше всех вставала и позже всех ложилась. Подав еду, она дожидалась, пока насытятся мужчины, и только потом ела сама. Идти впереди мужчины считалось нарушением приличий - следовало чуть поотстать. Разговаривая между собой, цыгане не упоминали жён (недостойный предмет для беседы). Если же проскальзывала фраза касательно слабого пола, "виновник" извинялся перед друзьями, что помянул женщину.
Пожалуй, больше всего бытовых неудобств и хлопот доставляло замужним цыганкам понятие осквернения. Сейчас оно почти изгладилось у многих российских этнических групп, но у некоторых продолжает действовать и сейчас… Что же касается прежних времён, слова пэкэлимос или магримэ диктовали стиль жизни. Из Германии XIX века исходит свидетельство, согласно которому все предметы, которых женщина касалась ногами или даже юбкой, считались нечистыми. Их следовало выбросить, даже если они были очень дороги. Постоянно помня об этом, цыганки ходили очень осторожно и подбирали подол. Если женщина проходила над погребом, от этого осквернялись все находящиеся там припасы.
В той нравственной атмосфере, которая существовала в таборе, супружеские измены были крайне редки. Муж ещё мог себе позволить похождения на стороне (и то не с цыганкой), жена же подчинялась внутренним запретам и внешнему контролю. Не стоит забывать, что она вечно была на виду. В таборе за ней следила семья и соседи, а на заработки она ходила с родственницами и подругами.
В наше время старинные обычаи размываются. Девочки практически бесконтрольно смотрят телевизор, и на них влияет "мораль" сериалов или ток-шоу. Это не может не сказаться на их поведении после того, как они входят во взрослую жизнь. В последние годы некоторые молодые цыганки стали легче относиться к разводам; они не позволяют мужьям грубое обращение. Но всё это - "влияние среды", а не проявление традиций.
В традиционной семье "вольная как птица" цыганка невозможна.
*****
Многовековую историю насчитывает миф о безразличии цыган к религии. В тридцатых годах XIX известный румынский публицист Михаил Когэлничану писал: "Они не исповедуют никакой религии, а следуют фетишизму, т. е. поклоняются предметам, полезным для их жизни: палаткам, телегам и кузницам; веруют как турки в предопределение. В христианских землях они прикидываются христианами, в Турции магометанами, а с евреями они жиды." Примерно в этом же виде миф дожил до наших дней. Современный этнограф Надежда Деметер продолжает традиции предшественников в следующем абзаце: "…Цыгане вообще не отличаются религиозностью и скорее суеверны, чем набожны. Как отмечали многие исследователи цыганской жизни, на вопрос: "Какой вы веры?" цыгане отвечали: "А какой тебе надо?"."
По большому счёту литературу о религиозных взглядах цыган можно разделить на два течения.
1. Цыгане, это язычники. Но они это скрывают, принимая для вида иную веру.
2. Цыгане, это конформисты, которые с необыкновенной лёгкостью меняют религию, руководствуясь лишь выгодой.
Сейчас я разберу обе системы взглядов по порядку.
В том, что первоначально цыгане были язычниками, сомнений нет. Их предки, кочуя по Индии, исповедовали ту же веру, что и всё население этой восточной страны… Если мы взглянем на мир в целом - окажется, что очень многие народы в ту далёкую эпоху поклонялись идолам, духам предков и тому подобному. Язычниками были тогда предки современных шведов, норвежцев, литовцев, эстонцев, латышей, поляков, ирландцев. Я не говорю уже о наших собственных пращурах.
Но ведь коренные народы Европы всё же уверовали во Христа, не так ли?
Уверовали. Кто-то раньше цыган, кто-то одновременно, а кто-то даже позже… И ещё большой вопрос, чей "христианский стаж" длиннее!
Когда таборы дошли до Византии, они уже не держались за языческие культы. Их обращение в православие письменно зафиксировано уже в 1322 году Симоном Симеонисом и Хуго Просвещённым. Однако цыгане приняли христианство не в Византии, а гораздо раньше - находясь в Армении. Во всяком случае именно из армянского языка в цыганский язык вошли некоторые слова из церковного обихода. Так слово "патради" (от армянского "патараг"- богослужение) - встречается во многих диалектах европейских цыган, где оно означает Пасху. На Балканах цыгане употребляют армянское слово "хунг" (ладан). Итак, русским, не мешало бы знать, что цыгане приняли христианство лет на двести раньше их. Уверен, что этот хорошо известный учёным факт покажется нашему обществу поразительным.
С момента выхода из Византии ничто не указывает, будто хотя бы часть таборов поклонялась индийским божествам. Конечно, когда кочевники появились в Западной Европе, многие судачили, что незваные гости, это на самом деле: безбожники, язычники, идолопоклонники, магометане… Именно так, через запятую всё это и говорилось, хотя атеизм, язычество и ислам - конфликтующие мировоззрения.
Кто же одержал верх: сплетники или здравомыслящие европейцы? Не в последнюю очередь это зависело от самих цыган. Именно их повседневное поведение склоняло церковь и прихожан к той или иной политике. Смею утверждать, цыгане "выдержали экзамен" на религиозную лояльность. Во всяком случае, испанская инквизиция их не тронула (одновременно развернув террор по отношению к евреям и мусульманам, тайно исполнявшим обряды своей веры).
Впрочем, и в наши дни вы можете встретить во вполне респектабельном издании пещерные представления о религиозных взглядах цыган. Розмари Элен Гуили пишет: "Мир цыган населён разными духами и божествами. Дель одновременно и бог и "всё, что наверху" - небо, небеса и небесные тела. Фараун - бог, который, говорят, когда-то был великим фараоном в давно потерянной земле цыган, "Маленьком Египте"… Поклонение Луне и огню сильно у цыган; очевидно, они никогда не поклонялись солнцу, во всяком случае серьёзно. Луну отождествляют с богом Алако, защитником цыган, забирающим их души после смерти. Сначала Алако был Дундра, сыном бога, посланного на землю, чтобы обучить людей закону: он поднялся на Луну, когда закончил свою миссию, и стал богом. Огонь считается священным, способным лечить, защищать, сохранять здоровье и наказывать зло. Культ Биби - поклонение богине типа греческой Ламии, которая душит горгио - не цыганских детей, заражая их холерой, туберкулёзом и тифом. Цыгане также практикуют поклонение фаллосу и неодушевлённым предметам, таким как наковальня. Лошадь и медведь считаются богоподобными существами".
Не спрашивайте, откуда у исследовательницы такая, мягко говоря, непроверенная информация. Разговоры о верованиях цыган всегда велись по принципу: "Одна баба сказала". К сожалению, и сейчас некоторые российские авторы последовательно отстаивают абсолютно ложную точку зрения, будто у цыган нашей страны имеется целый пантеон языческих богов. При этом они не могут познакомить нас ни с одним живым язычником, ссылаясь обычно на то, что сами-то их встречали, но давно, и в глухой провинции… да и вообще, цыгане, это очень скрытное племя.
Надо ли говорить, что это нонсенс. Вера в Бога не есть нечто постыдное. Вся история человечества показывает, что верой гордятся, о её постулатах охотно рассказывают чужакам. Этнографическая наука не знает народов, которые при отсутствии религиозных гонений скрывали бы свои истинные верования. В особенности это относится к нашей родине. Вряд ли можно назвать нетерпимой царскую Россию, в которой легально сосуществовали христианство, ислам, буддизм, ламаизм и шаманские культы. Так какой был смысл цыганам таить своё язычество (если бы оно реальности существовало)?
Ни один цыган не подтверждает, что поклоняется Дундре или Фарауну, ни одна русская женщина, вступившая в межнациональный брак, не столкнулась с чем-то непривычным в религиозной сфере. Итак от теории о язычестве мы можем смело отказаться.
Вторая теория гласит: "Цыгане - это лицемеры".
К сожалению, даже в научной литературе бытует предвзятое мнение, будто кочевой народ менял религию под влиянием корысти. Пошло всё это ещё с основателя цыгановедения Грельмана, который так и заявил: "Цыгане просто перенимают религию страны, в которой живут. Где цыгане выберут место стоянки, там и берут религию. Ни один цыган не знает ничего об основах вероисповедания, ему так же легко в каждом новом месте поменять свою веру, как другим людям переменить одежду".
Критерий истины - практика. Поскольку существует постулат, будто цыгане меняют веру ради выгоды, надо посмотреть, что происходило в реальности. В Османской империи соответствующий эксперимент был проведён. Сразу после завоевания христианских земель турки-османы приняли дифференцированную налоговую шкалу. Уже в 1530 году было объявлено, что налог с православных цыган будет 25 ачке. Но те из них, кто примет ислам, будут платить на три ачке меньше. Это не было пустым сотрясением воздуха. Был отлажен эффективный механизм по сбору налогов (так называемый "цыганский санджак"). Чтобы правильно оценить результаты, попробуем рассуждать с цифрами в руках. Для этого нам потребуется временной скачок в конец XVII века. Суть османской политики за полтора столетия не изменилась. Так же, как при Сулеймане Великолепном с цыган, поклонявшихся Аллаху, брали меньший налог. Цыган-христианин платил шесть грошей, а мусульманин - пять. Каков же итог? Оказалось, что в регистре от 1695 года мусульманами значатся только 10.000 цыган из 45.000. Менее четверти! Как видим, налоговый пресс не сильно повлиял на тот самый народ, который, будто бы руководствуется лишь выгодой. На Балканах мифу о безразличии цыган к религии был нанесён сокрушительный удар. Веками десятки тысяч людей сохраняли верность православию, находясь под властью мусульман. И не соблазнились налоговыми льготами.
Крайне интересна ситуация в нашей стране. Как мы знаем, русские цыгане ещё в XIX веке непременно держали иконы в "красном углу" шатра, соблюдали посты, и так далее. После победы Октябрьской революции партия большевиков начала усиленно насаждать материалистическое мировоззрение. Священников сажали и расстреливали, храмы взрывали или устраивали там хранилища картофеля. Монастыри приспосабливались под концлагеря или тюрьмы. Коммунисты всячески третировали верующих, а школьная программа была атеистической по своей сути. Нельзя сказать, чтобы эта политика была неэффективной. Все народы СССР в той или иной мере испытали её влияние. У некоторых из них доля атеистов в определённый период доходила до 50-60 % (не по официальным рапортам, а в действительности). Только цыгане не подчинились этому поветрию. Казалось бы, именно теперь, когда и правители, и большая часть населения единодушны в своём безбожии, цыгане осознают свою выгоду. Но кочевники продолжали держать на почётном месте иконы, отмечали церковные праздники, венчались, крестили детей, и хоронили покойных с отпеванием. Оседлые цыгане, в том числе коммунисты и комсомольцы вели себя так же… Да, они не афишировали свою веру. Но посты соблюдали, молились, и когда их впрямую спрашивали, не скрывали своё православие.
Жестокий коммунистический эксперимент имел побочный эффект - опровергнут один из самых стойких мифов цыгановедения. Причём, стойкость убеждений проявили не только цыгане-христиане, но и цыгане-мусульмане. Крымы и мугат (они же "люли") не позволили партии исковеркать свой духовный мир. Навязать им атеизм не удалось.
Ещё несколько слов о "неискренности" цыган в вопросах веры.
Самые почитаемые праздники у этого национального меньшинства - религиозные. Давайте на секунду допустим, что цыгане, как говорят журналисты, маскируются и притворяются. Тогда почему на этих праздниках практически не бывает русских? Если мы имеем дело со спектаклем, рассчитанным на легковерных, следовало бы праздновать Пасху и Рождество напоказ, приглашая всех соседей!
Есть ещё одно доказательство крепости религиозных устоев. Во время цыганского суда от человека, стоящего на своём, требуют забожиться на иконе. Если он поклялся перед Богом, то, как бы ни были сильны доказательства его вины, словам оправдания положено верить. А ведь от решения цыганского суда зависят не только денежные вопросы, но и вся дальнейшая жизнь человека, репутация детей, и так далее.
Приходится только удивляться теории о безверии цыган, которая столетиями развивалась в полном противоречии с фактами.
*****
Цыганским активистам очень импонирует миф, созданный публицистами XIX века. Именно тогда начали писать о гибели десятков тысяч цыган на кострах инквизиции. Интерес активистов понятен. "Синдром жертвы" требует обоснования. Придётся разочаровать любителей мрачных сцен. История священных трибуналов разработана детально. Оказывается, испанские инквизиторы не только внимательно присмотрелись к цыганам, но и выпустили инструкцию о том, что преследовать их не надо. Во Франции в 1445 году (то есть сразу после прибытия первых таборов) за колдовство были сожжены двое цыган и одна цыганка. Но эта трагедия более никогда не повторялась. В Германии, где "охота на ведьм" стоила жизни 100 тысячам женщин, именно "кочевое племя" каким-то чудом избегло расправ. Впрочем, говорить о чуде не приходится. Оказывается, в Каролингском кодексе была статья, запрещающая арестовывать за гадание, если это единственная вина. Кроме того, цыгане были бедны и не представляли для трибуналов никакого интереса в материальном смысле. Один случай сожжения за колдовство был ещё в 1591 году в Маастрихте. Но здесь настораживает формулировка приговора: "Колдовство и кража драгоценностей". Неизвестно, что было для судей важнее.
В любом случае, четыре жертвы за четыре столетия нельзя назвать геноцидом. И похоже, что под давлением фактов от легенды о зверствах инквизиции пишущие люди рано или поздно откажутся.
*****
Крепко засел в общественном сознании миф о цыганской многодетности. Националисты на форумах пишут, что цыгане "плодятся как кролики". Несколько приличнее формулируют тот же тезис журналисты. В реальности мы наблюдаем ту же динамику, как и у русских. Ещё в начале XX века многодетность была нормой. Русские и цыганские семьи имели тогда по 8-10 детей. Однако, в дальнейшем шло неуклонное снижение рождаемости. В отличие от публицистов, профессиональные демографы знают, что этот процесс имел объективный характер. На него мало влияли революции, войны, запрет абортов и так далее. Эффект от внешнего вмешательства был кратковременным, а в целом кривая рождаемости неуклонно шла вниз. То же самое, кстати, происходило в Европе.
Я не буду подменять собой специалистов и объяснять, почему развитые страны пришли к превышению смертности над рождаемостью. Поскольку речь идёт о цыганах, то отметим, что общей тенденции они не избежали. Семья с одним или двумя детьми и у них сейчас - норма. Самыми многодетными считаются котляры. Но и у этих традиционных цыган по исследованиям этнографов сейчас всего 2,8 ребёнка на семью! Что впрочем, не отменяет зрительного эффекта. Когда журналист входит в цыганский посёлок, его окружает толпа ребятишек. Понять, что собрались они со всех домов и высчитать пропорции случайный гость не может. Так рождаются репортажи, вызывающие у обывателей мысль о "плодящихся дикарях".
Итак, шовинисты могут не беспокоиться. С этого направления "чёрная волна" нашу родину не накроет.
*****
Существует ещё множество второстепенных мифов. Частично они порождены невежеством авторов из "титульной нации", частично раздуваются цыганскими активистами. К последним относится ложь, будто "Ромэн" - это первый и единственный в мире цыганский театр. Соблазнительно считать свой народ на миллионы (а не на сотни тысяч), или писать, будто цыгане проживают в России 500 лет (в реальности 300). Заманчиво называть цыганами партизана Ковпака и математика Софью Ковалевскую… Простим активистам эти милые слабости. В конце концов, "афро-американцы" тоже отказывают Пушкину в его русской национальности, и величают его в своих публикациях "великим чёрным поэтом".
Бороться надо, в первую очередь, с теми мифами, которые имеют расистскую подоплёку и, вопреки фактам, раздувают ксенофобию. Цыгане - это народ, который мог бы повторить вслед за Фигаро: "Но я же лучше, чем моя репутация. Многие ли могут похвастаться этим?"

 

Бессонов Николай. Мифы и реальность цыганской жизни //Диаспоры. Независимый научный журнал. № 1 2009. М.: ООО "ГЭО-ТЭК". С. 204-238.