Что ждёт цыган в России
 

По данным переписи 1989 года цыган в СССР насчитывалось более 262 тысяч человек. Однако, учитывая врождённый страх этого народа перед официальными инстанциями, цифра, естественно, занижена. Нам известно много случаев, когда цыганские семьи во время переписи выдавали себя за русских, татар, молдаван, венгров и т.п. При этом те же люди в быту, среди соседей не скрывают, что они цыгане; напротив, это предмет их гордости. Исторически такая двойственность вполне объяснима, но она затрудняет статистические подсчёты. При отсутствии точных данных приходится руководствоваться косвенными данными - поэтому предполагаемая численность цыган в странах СНГ (не менее одного миллиона человек) может оспариваться другими исследователями.

Интерьер цыганского дома в Самаре. 1990-е годы.

 

В зале для гостей в доме самарского цыгана.

Внимательно вглядываясь в окружающую действительность, мы видим, что в сравнении с прочими россиянами, цыганский народ последние десятилетия жил относительно благополучно. Можно было бы только порадоваться этому, но в последнее время ситуация стала резко меняться. Поддерживать прежний уровень жизни становится невозможно. Даже самые зажиточные семьи уже с трудом могут справить свадьбу в соответствии с представлениями цыган, сложившимися в последние десятилетия.

Внешние атрибуты успеха сопутствуют российским цыганам. Московская семья у своего "Мерседеса".

Тема, которую мы сейчас затронули, очень важна для будущего цыган. К сожалению, никто не анализирует те процессы, которые сейчас идут в России. Поэтому, даже рискуя повториться, мы считаем необходимым всесторонне рассмотреть ситуацию.
Нигде в мире социалистический эксперимент не длился так долго, как в СССР. Население воспитывались в русле атеизма. Искоренялись личная инициатива и частное предпринимательство. Результатом стал тотальный дефицит. Не хватало еды, одежды, мебели. Население испытывало значительные неудобства из-за системы распределения - товар завозился, в основном, в Москву и несколько крупных городов. Все эти трудности парадоксальным образом были выгодны цыганам. То, что сейчас называют мелкой коммерцией (а ранее именовалось спекуляцией), кормило большинство цыганских семей. Поскольку торговля была традиционным занятием кочевого народа, цыгане послевоенного периода сделали её основой своих доходов.

Дом цыган-кишинёвцев в Подмосковье. 1990-е годы.

В ходе перестройки коммерция перестала преследоваться законом, и представители других народов постепенно стали входить в рынок. Поскольку цыгане к этому моменту имели опыт и начальный капитал, они какое-то время шли впереди.
Правящая партия была вынуждена начать реформы из-за того, что экономическая система себя изжила и уже не могла обслуживать политические приоритеты. Падение цен на нефть на мировом рынке стало лишь последним толчком к началу перемен. Государственная власть не смогла удержать ситуацию под контролем и ввела распределение по талонам. Фактически это было повторение на новом этапе ситуации НЭПа. Нехватка самого необходимого сочеталась с возможностью свободного предпринимательства. Заработки цыган в то время были большими, они активно строили себе дома, покупали машины. Кроме того, прекратились гонения на религию. Именно это время многие цыгане сейчас вспоминают как «золотой век».
После августовского путча 1991 года начались гайдаровские реформы. Правительство поставило своей целью искоренить дефицит и преуспело в этом. Из-за рубежа хлынул поток импорта. К 1996 году процесс вступил в завершающую фазу. Дефицита товаров больше не стало, зато появился дефицит денег у населения. С этого момента цыгане почувствовали на себе, что такое конкуренция. Жить, торгуя на рынке, становится всё труднее. Русские, выходцы с Кавказа, вьетнамцы стали не менее опытными соперниками в торговле. Появившиеся крупные фирмы начали наступление на мелкий бизнес. Уже сейчас мы наблюдаем процесс разорения мелких торговцев. Постепенно цыгане выдавливаются из среднего класса на социальное дно, что иногда приводит к криминализации среды; далее могут последовать конфликты с окружающим населением. В результате цыганский народ рискует оказаться в России в том же положении, что и в странах Европы. По сути, уникальность российской ситуации состоит в следующем. Во второй половине XX века победа индустриального общества лишила цыган тех источников существования, которые кормили их тысячу лет. Только в СССР с его распределительной системой и дефицитом это национальное меньшинство сумело найти экономическую нишу и жить, оказывая посреднические услуги. Прежний уклад перестал существовать. Сейчас перед российскими цыганами встали те проблемы, которые с переменным успехом решают цыгане зарубежья.
Мы не можем закрывать глаза на то, что и в нашей стране начались процессы, сходные с восточноевропейскими. Цыгане знают, о чём идёт речь. Летом и осенью 1998 года на московском рынке в Лужниках состоялись массовые избиения торговцев цыганской национальности. Били даже женщин и детей. Многие после этого лежали в больницах с травмами и переломами, а одну женщину врачам так и не удалось спасти. Заметим, что ни за кем из пострадавших не было конкретной вины. Заметим также, что ни одна газета, радиостанция или телепрограмма не сообщила москвичам о состоявшихся погромах.
Чётко прослеживается усиление милицейского произвола. Мы уже разбирали на примере Болгарии, как следственные органы применяют к цыганам меры физического воздействия. Такие же инциденты происходят сейчас по всей территории России. Так, в городе Вышний Волочок милиционеры вывозили в лес и избивали М.Минина и А.Белякова. Угрожая оружием, их заставляли признаться в преступлении, которого они не совершали. В результате, доведённый до отчаяния Минин выбросился из окна служебного кабинета милиции и сломал позвоночник. Говоря об этом, мы основываемся не на слухах - благодаря усилиям адвокатов удалось собрать доказательную базу для возбуждения уголовных дел против сотрудников милиции и одно из них уже завершилось вступлением судебного приговора в законную силу. В 1997 году в Костроме следователь Березин сфальсифицировал против цыганки З.Вишнецкой уголовное дело, вымогая взятку. Шантажист и вымогатель был приговорён областным судом к шести годам лишения свободы. 1
Увы, мы не уверены, что цыгане в большинстве случаев смогут защитить себя в правовом отношении - в первую очередь, из-за юридической безграмотности, а также «генетического» страха перед официальными органами и учреждениями. Можно легко спрогнозировать дальнейший рост произвола со стороны правоохранительных органов, ведь психология большинства представителей милиции сформировалась ещё в советские времена (когда торговля была объявлена спекуляцией, а, следовательно, любой цыган, занимающийся торговлей, выглядел с точки зрения закона преступником). Этот огульный подход к целому народу сохранился и теперь, несмотря на декларируемый переход к демократическим ценностям и экономической либерализации. Конечно, работники милиции, в силу специфики своей деятельности, нередко сталкивались с далеко не лучшими представителями цыганского народа, но очень часто людей забирали только за покупку каких-то товаров, даже не пытаясь доказать факт перепродажи. Такое понятие, как презумпция невиновности никогда не действовало в отношении цыган. В итоге получался заколдованный круг: цыгане давали взятки за прекращение уголовных дел, а милиция арестовывала всё новых и новых цыган, зная по опыту, что из-за отсутствия правовых знаний они скорее предпочтут предложить деньги, чем нанять адвоката. Этот механизм действует до сих пор, но, как мы уже говорили, материальный уровень цыган падает, и скоро откупаться от несправедливых обвинений будет нечем - вот тогда процент цыган-заключённых начнёт быстро расти.
А ведь если бы цыгане были более дальновидными, они не упустили бы зря выгодное время. Предприниматели других национальностей развивали свои фирмы, цыгане же нерасчётливо проживали заработанные деньги. Очень немногие из них сейчас имеют крупные фирмы, занимающиеся производством или оптовой торговлей.
Если прежде отсутствие высшего образования не шло в ущерб заработкам, то сейчас только хороший образовательный уровень позволяет претендовать на высокооплачиваемую работу. К сожалению, даже имея средства дать детям образование, цыгане ещё не поняли, как это важно в конкурентной среде.
Кроме торговли, у некоторых цыганских семей постоянным источником доходов были эстрада и театральная сцена. На первый взгляд здесь всё хорошо. Исчезли копеечные госконцертовские ставки, государственный контроль, худсоветы; появилось множество новых ресторанов. Но свобода имеет и обратную сторону - конкуренция в сфере искусств тоже возросла. Раньше цыгане занимали в душах людей не только свою ячейку, но и соседние - в силу обстоятельств пустые. Сейчас телевидение ежедневно знакомит зрителя с десятью и более фильмами, не считая сериалов. Изменение книгоиздательской политики привело к изобилию изданий на все вкусы. По стране гастролируют мировые эстрадные знаменитости. Теперь понятно, почему цыганскому исполнителю трудно сделать такие же сборы, как прежде. Зрителей меньше, а выбор у них богаче. Значит, и цыгане-артисты не могут строить на будущее радужные планы. Три десятка семей прокормятся, а остальным придётся искать другие средства к существованию.

Любовь Деметер, выпускница Московской государственной консерватории, заслуженная артистка России.

Важным цыганским промыслом всегда было гадание. В последние годы этот бизнес был фактически легализован. Однако, появилось множество прорицателей, знахарей, экстрасенсов всех национальностей, которые теснят цыганок на их традиционном поле деятельности.

*****
Мы знаем, что цыгане и сами обдумывают эти проблемы. В принципе против образования никто не возражает. «Но, - задают они себе вопрос, - получив образование, останутся ли цыгане цыганами?»
В этом и состоит корень проблемы. На примере Восточной Европы можно проследить, что образованные цыгане отказываются от своей культуры. Вступив в смешанный брак, они специально не учат своих детей цыганскому языку. В Венгрии среди цыган существует постоянно растущий «средний класс», хотя в статистике эти люди не представлены. Поднявшись на определённый уровень, разбогатевшие цыгане называют себя венграми и перестают соблюдать обычаи.
Так возможно ли одновременно остаться цыганом, соблюдающим традиции, и иметь образование, позволяющее вести современный бизнес? На наш взгляд, это предельно сложно. Выбор на самом деле стоит жёсткий: материальный достаток или частичная утрата традиций. Время, когда можно было совместить материальное благополучие с вековыми устоями, безвозвратно ушло. Теперь для того, чтобы иметь высокий уровень жизни требуется профессиональное, а не бытовое знание рыночных механизмов.
Как уже говорилось, буквальное следование традициям завело цыган в тупик. Деньги, которые могли бы давать прибыль, были истрачены на свадьбы, крестины и прочие праздники. Конечно, цыганам сейчас трудно, но они пока ещё надеются на лучшее и не требуют от правительства решения всех своих проблем. Известно, например, что российские шахтёры настаивают на переобучении, гарантированных рабочих местах и бесплатном жилье в другом регионе. Совсем иной была реакция львовских цыган на экономический крах. При социализме они извлекали доходы из близости с Польшей. Но когда железный занавес рухнул, импортные товары хлынули из Китая, Европы и Турции. Сотни тысяч челноков почти моментально обесценили Львов как экономически выгодный город. Львовские цыгане дёшево продали свои дома и переехали в Москву, где можно было заработать деньги на рынках. Два-три года существовала реальная возможность создания сети цыганских фирм и магазинов, но шанс был снова упущен из-за недальновидности. Сейчас эти люди на распутье. Тем не менее, они целое десятилетие бились на свой страх и риск, не повышая и без того высокий уровень нервозности нашего общества.

В гостиной подмосковного дома цыган-кишинёвцев.

Если цыгане пошлют своих детей учиться, это будет означать верную гибель традиционного уклада. Младшее поколение приобретёт не только знания и навыки - от преподавателей и товарищей по учёбе молодёжь невольно почерпнёт новые для их менталитета моральные ценности. Стать такими как все, означает для цыган катастрофу. Прочим народам, расселённым компактно, не грозит растворение в иноэтничной среде. В отличие от них, цыгане держатся на внутреннем делении мира на ром и гажё, а это чувство основано прежде всего на ощущении собственного морального превосходства. Цыгане гордятся ценностями патриатхальных традиций: супружеской верностью женщин, почтением к старшим, религиозностью и отсутствием пьянства. Но мир, полный соблазнов, уже начал разъедать моральные твердыни. Образование вносит в головы идею личной свободы - идею, перед которой не смогли устоять в ХХ веке десятки традиционных обществ. Захотят ли цыгане «быть с веком наравне», или их всё же смутит цена, которую надо платить за деловой успех?
Если выбор будет сделан в сторону устоявшейся морали, падение в омут нищеты можно считать свершившимся фактом. Отсутствие средств к существованию толкнёт цыган от торговых заработков в сторону криминала. Всплеск криминальной активности в свою очередь качнёт маятник общественного отношения, и дружелюбная настороженность последних десятилетий сменится жёстким неприятием. После этого сузятся возможности найти работу, и так далее...
*****
Согласно исторически сложившемуся стереотипу цыгане грязные и неграмотные, язык и культура их примитивны. Если же судьба сведёт конкретного человека с образованным, устроенным в бытовом отношении цыганом, в действие вступает второй стереотип: говорится, что он полностью ассимилирован. Между тем, все цивилизованные народы тоже некогда находились на более низкой ступени развития. Вот, например, свидетельство середины XVII столетия о русских:
«Иноземцы укоряют нас за грубость и нечистоту. Деньги мы прячем в рот. Мужик держит полную братину вина и запустит туда оба пальца, и так гостю пить подаёт. Квас продают мерзко. У многих посуда никогда не моется... Постройки наши неудобны, окна низки, мало воздуха, люди слепнут от дыма. К лавкам прибиты доски, а под досками вечный сор».2
Эти строки написал приверженец идеи возрождения славянства Юрий Крыжанич. С огромной горечью, как личную боль он воспринимал недостатки страны и народа, которым он посвятил свою жизнь. Путь к прогрессу он видел именно в образовании:
«Народы, в древности отличавшиеся всякой умелостью, в наше время впали в невежество. Другие, некогда грубые и дикие, теперь славятся мудростью, таковы: немцы, французы, итальянцы. В последние века они произвели много полезных изобретений: компас, многогласное пение, книгопечатание, часы, пушки, гравирование и пр. Только о нас, славянах, говорят, как будто нам судьба во всём отказала, и мы не можем ничему выучиться. Но ведь и остальные народы не в один день и не в один год выучивались друг от друга; и мы можем научиться, если будем иметь охоту и прилежание. Теперь пришло время для нашего народа учиться...»3
Русские не перестали быть русскими, когда утратили много устаревшего в обычаях и в быту. Развивая науки, искусство, литературный язык, они выстроили «второй этаж культуры». Человечеством признаны имена деятелей, поднявших русскую культуру на общемировой уровень. Весь мир знает Толстого, Чайковского, Циолковского. На современном этапе именно эти гении являются объединяющим началом русского народа. Точно так же Великобритания - это прежде всего Свифт, Шекспир, Ньютон, а потом уже всё остальное. Мы полагаем, что и цыганам не стоит исключительно держаться за прошлое, чтобы сохранить национальную самобытность. Уже сейчас большинство цыган в России имеет среднее образование. Появился слой людей, занятых в нетрадиционных для цыган областях: врачи, юристы, инженеры, учителя, работники сферы обслуживания. Выделилась пока ещё немногочисленная цыганская интеллигенция.

Вадим Грушко

православный священник

Клавдия Сидорова

преподаватель младших классов

Дмитрий Осипов

инженер-строитель

Нина Данченко

директор магазина

Олег Эрденко

инженер-полковник

Александр Молчанов

адвокат

Георгий Деметер

профессор, доктор педагогических наук

Георгий Михайлов

директор типографии киевского политехнического института

Василий Матусевич

хирург, заслуженный врач России

Целое тысячелетие цыгане сохраняли свой язык и обычаи. Не в последнюю очередь они оставались самобытным народом именно благодаря этому. Но кочевье кончилось, язык быстро сдаёт свои позиции, большие общины распадаются на отдельные семьи. Если цыгане не выстроят свой «второй этаж культуры», их ожидает быстрая ассимиляция. По большому счёту цыгане не имеют пока имён, которые встали бы наравне с Рафаэлем, Коперником или Гёте. Такое положение дел терпимо, когда у народа есть своя государственность - но гибельно, если он рассеян по десяткам стран и перенимает исторически несвойственный ему образ жизни. Если цыгане не хотят оказаться в положении люли или закарпатских цыган - не помнящих прошлого и не имеющих будущего, - они должны выйти на новый уровень развития культуры.
В связи с этим первостепенное значение приобретают проблемы развития литературного языка.
*****
Многие цыганские этнические группы уже фактически полностью утратили родной язык. Люли, боша, карачи, закарпатские цыгане, сэрвы-хохлы, «молдоване», трэвеллерс - это звенья одной цепи. К сожалению, диалекты остальных цыган состоят, в основном, из бытовой лексики: пользуясь ими трудно выражать научные, философские, политические понятия. И всё-таки в этом вопросе наметился определённый прогресс. На международных цыганских конференциях и конгрессах звучат доклады на цыганском языке; словарный запас пополняется. Сейчас цыганский язык уже встал на тот путь, который пройден многими народами.
В развитии языка можно идти тремя путями.
1. Взять один из самых распространённых диалектов и на его основе создавать литературную норму.
2. Сконструировать некий симбиоз из разных диалектов.
3. Развивать каждый цыганский диалект по отдельности.
Наиболее перспективным нам представляется третий путь. Но прежде, чем говорить о его преимуществах, рассмотрим все три по порядку.
Самой распространённой группой цыган мира являются кэлдэрары. Можно было бы положить их диалект в основу литературной нормы для всех цыган, тем более, что он один из самых богатых по лексике. Однако, это заведомо тупиковый путь. Никогда, например, русские цыгане не станут учиться на непонятном для них кэлдэрарском диалекте. Русскому цыгану проще оперировать русским языком (что и происходит на практике). Сказанное относится и ко всем остальным цыганским группам. Ни сэрвы, ни синти не станут читать кэлдэрарские книги. И вообще - чем лучше этническая группа сохранила свой диалект (крымы, ловари, кишинёвцы), тем меньше шансов на то, что у неё привьётся привычка изъясняться по-кэлдэрарски.
Есть ещё одно важное препятствие. Наверняка при создании мировой общецыганской литературной нормы будет использована не кириллица, а латиница. В России к начертанию этих букв не привык никто, а уж тем более цыгане с их невысоким образовательным уровнем и отсутствием привычки к регулярному чтению.
Теперь рассмотрим второй путь - создание «цыганского эсперанто». По этому пути уже идут некоторые французские лингвисты. Надо признать, что этот искусственно созданный язык цыгане понимают с большим трудом. Новые слова создаются без оглядки на общие грамматические признаки словообразования; используются предлоги, которых нет ни в одном диалекте. Способ связи слов в предложениях непривычен для цыганского уха.
Мы считаем эти попытки обречёнными, поскольку история уже знает два подобных проекта и их провал. Когда уже упомянутый Юрий Крыжанич приехал на Русь, славянские языки разошлись ещё недостаточно далеко. Один из трактатов этого мыслителя был посвящён созданию общеславянского языка, которому учились бы и сербы, и болгары, и русские, и поляки. От каждого языка предполагалось взять лучшее в произношении, грамматике, словарном запасе. Практика показала несостоятельность этого пути - каждый национальный язык развивался самостоятельно.
Ещё более показательным примером создания искусственного языка является эсперанто. Его преимуществами являются лёгкая грамматика, отбор слов из разных языков и унифицированные окончания, показывающие часть речи (что облегчало бы обучение). В итоге через много десятилетий напряжённой работы на эсперанто говорит и пишет лишь узкая группа интеллигенции. Ни русские, ни французы, ни англичане не желают менять свою родную речь с её богатством оттенков на выдуманный язык, «рождённый в пробирке учёного».
Надо отдать должное добрым намерениям французских лингвистов. Они правильно почувствовали необходимость создания литературной нормы цыганского языка. Мало того, имея финансовую поддержку международных организаций, они уже выпускают буквари, учебники и даже художественную литературу на «стандартизованном цыганском». К сожалению, мы уверены, что их деятельность приведёт к тому же финалу, к какому пришли «общеславянский язык» и эсперанто. Литературный язык разбросанного по всему миру народа трудно создать усилиями одного-двух человек, даже имеющих хорошее образование.
Ошибки ещё не поздно исправить. Было бы гораздо полезнее обратить усилия и финансовые потоки на поддержку реально существующих цыганских диалектов. Если есть болгарская, украинская, белорусская литература, почему не быть литературе крымских, русских, финских цыган? Свой язык могут сделать литературным и синти и кэлдэрары, и ловари, и сэрвы. Этот путь будет единственно правильным, а главное - только он имеет под собой твёрдую почву. В нашей стране уже началась работа по развитию кэлдэрарского диалекта - мы имеем в виду две уникальные работы восьмидесятых годов «Образцы фольклора цыган кэлдэрарей» и «Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект)». Обе книги созданы братьями Романом и Петром Деметер; они представляют собой фиксацию кэлдэрарской речи и являются основой для выработки литературной нормы. На наш взгляд, соответствующая работа должна быть проведена и по другим диалектам.

Роман Степанович Деметер, кандидат педагогических наук, создатель цыганского словаря.

Пожалуй, сейчас нет более актуальной задачи, чем та, которую мы обсуждаем в этой главе. Экономические проблемы цыган будут так или иначе решаться по мере улучшения экономического положения тех стран, где они проживают. Именно от решения проблем национальной культуры зависит, сохранятся ли цыгане как самобытный народ или полностью ассимилируются.

1. Молчанов А.А. Всегда ли виноват цыган? Романо кхэр. М., 1998. №1. С.4.
2.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995. Т.2, С.180.
3. Там же. С.178.