Проблески надежды .
 

Для того, чтобы общество стало лучше относиться к цыганам, не нужна пропаганда. Достаточно писать правду. По большому счёту этому народу нечего стыдиться. Я категорически против всяких умолчаний, в частности при описании криминала. Но нужно знать меру. Статьи должны быть не огульными, а по конкретному поводу. Главное же – они должны составлять не 9/10 информационного поля (как это происходит сейчас). Публике следует знать и о других, гораздо более разнообразных проявлениях цыганской активности. При соблюдении элементарного баланса и при минимальной честности всё встанет на свои места.
В своей деятельности я исхожу из того, что дорогу осилит идущий. Задачи, которые стоят перед нами, в принципе решаемы. История знает примеры, когда после некоторых усилий торжествовала идея терпимости. У нас много предпосылок для этого. В Российском обществе сильны традиции интернационализма. Конкретно к цыганам многие относятся с симпатией (хотя бы за их музыкальный талант). Красивая легенда, существующая в литературе и кинематографе, способствует сглаживанию бытовых недоразумений. Более того. Даже наши доморощенные радикалы-националисты, как выясняется, не видят в этом народе врага. Перечисляя "тех с кем обязан бороться каждый патриот", они упускают цыган из вида.
Общество "Мемориал" поделилось со мной результатами одного прелюбопытного исследования. На протяжении 1992-1998 годов отслеживался националистический самиздат, включая не только "периодику", но даже листовки на заборах. Были проанализированы 6000 текстов, и цыгане были упомянуты в них лишь два раза!
В Западной и Восточной Европе эти данные могут показаться неправдоподобными, ведь там цыганский народ вызывает бешеную ненависть у скинхедов и нацистов, а также лидирует в так называемой "шкале ненависти" при социологических опросах. Но Россия как всегда идёт своим путём.
Отношение к цыганам в российском обществе я бы охарактеризовал как "дружелюбную настороженность". А поскольку журналисты – это часть общества, есть все основания полагать, что многие из них сменят тональность своих материалов, коль скоро до них удастся донести объективную информацию.*

*- Примечание 2008 года. Поскольку данный фрагмент текста создавался на основе социологических исследований 1990-х годов, ныне он выглядит устаревшим. Настроения общества серьёзно изменились. В 2005 году Левада-центр установил, что в России два народа вызывают самые отрицательные эмоции. Первое место разделили чеченцы и цыгане (51 %) . Такая же картина зафиксирована в 2006 году на Украине. Согласно исследованию Киевского международного института социологии цыгане вышли на первое место в "шкале неприятия", набрав 41 % голосов опрошенных. Нет никаких сомнений, что эти пугающие данные объясняются не только позицией СМИ, но и реальным ростом цыганской наркоторговли. Для сравнения скажем, что по сравнению с советскими временами евреи стали восприниматься гораздо лучше. Если прежде они лидировали в списке народов, вызывающих неприятие, то сейчас к ним плохо относится всего 13 % россиян. И не удивительно. Среди евреев последние 15 лет мы что-то не замечаем террористов и торговцев героином. Цыганам следует задуматься над тем, какую катастрофу вызвали наркодилеры из их среды. Россияне уже не желают принимать во внимание тот факт, что честных цыган - большинство. Торговцы смертью видны людям везде, где они ведут свой грязный бизнес. И если в цыганской среде не найдут способ их обуздать, прогноз у меня самый мрачный. Рейтингу ненависти есть куда расти. Я знаю страны, где цыган терпеть не могут 80 % населения. Очень полезно присмотреться загодя, как трудно при такой репутации не только дать образование детям, но и вообще зарабатывать на жизнь.


Ещё в 90-х годах нашим СМИ трудно было обойтись без грубых ошибок. Доступной литературы о цыганах тогда практически не было (фольклорные сборники и словари не в счёт). Ныне же любому, кто готовит публикацию в данной области, доступны систематизированные факты, статистика, этнографические детали и многое другое.
В творческом тандеме с Надеждой Деметер я выпустил в 2000 году монографию "История цыган – новый взгляд". О том, что эта книга имеет научную ценность, свидетельствует защита диссертации, успешно проведённая моим соавтором. Изменив заглавие и оставив текст неизменным, Н.Деметер удостоилась докторской степени (оставим на её совести использование моих материалов – в том числе защищенных копирайтом и ранее опубликованных).45
Мне бы не хотелось, однако, чтобы скандал с плагиатом заслонил суть события.
Отныне журналисты имеют базовый текст, вышедший под эгидой Российской Академии Наук. И первые результаты этого мы уже замечаем в публикациях прессы. Появились "скрытые цитаты". Некоторые авторы стали аккуратнее обращаться с фактами. Обрели вторую жизнь редкие архивные фотографии. Ещё до окончательного и бесповоротного "творческого развода" мы с Н. Деметер успели озвучить основные положения "Нового взгляда" на телевидении, выступив в качестве консультантов фильма "Цыганский вопрос". Эта программа была сделана в рамках гордоновского цикла "Коллекция заблуждений". В получасовой передаче анализировались основные мифы, сложившиеся вокруг "таинственного племени" и был дан анализ реального положения дел.
Насколько я успел заметить, некоторые особо продвинутые журналисты черпают информацию из международного цыганского веб-журнала "Patrin". Рад поделиться новостью, что первые ласточки такого рода появились и у нас. В частности, создана русскоязычная веб-страница "Liloro" на сайте philology.ru. Кроме этого существуют сайты: romale.ru и romaunion.ru. Это внушает надежду на то, что диапазон тем в наших СМИ расширится. Кстати, указанный процесс уже идёт. Последние несколько лет по всей стране возникают цыганские общественные организации. Сама жизнь диктует необходимость объединения для правовой защиты, экономической взаимопомощи, сохранения национальной культуры и так далее. Рождение цыганских организаций оказалось хорошим "информационным поводом" для обсуждения современных цыганских проблем – причём не надуманных, а действительно жгучих. Ещё одну возможность напомнить обществу о себе дал фестиваль цыганского искусства, проведённый в Москве в январе 2002 года. Многие газеты откликнулись тогда репортажами; не остались в стороне и телевидение с радио. Вечерняя Москва в приложении "Вместе" поместила отчёт о круглом столе, на котором поднимались такие вопросы, как установка памятника цыганам погибшим от рук фашистских оккупантов или борьба с наркоторговлей.46
К моей большой радости голос активистов был услышан. Решением комиссии по монументальному искусству, столица должна обрести памятник воевавшим цыганам, который предполагается установить возле театра "Ромэн".47 На мой взгляд – это прекрасный пример обратной связи.
Приятно отметить ещё одну тенденцию. В печати возникают новые имена. Я имею в виду авторов, которые обращаются к цыганской теме эпизодически, но при этом отличаются корректностью и профессионализмом. Документальные статьи о трагедии цыган в годы Великой Отечественной войны опубликовали Анна Анфимова и Алексей Данилкин.48 Весьма нестандартный подход к описанию истории театра "Ромэн" продемонстрировала Алла Боссарт.49 Очень толковый материал об истории цыганских колхозов в 30-е годы ХХ века напечатала газета "Новые известия". По сути это был сокращённый пересказ книги "Цыганский мир", созданной при поддержке ассоциации самарских цыган.50
Кое-что удалось и мне. В 2002 году газета "30 октября" предоставила свои страницы для серии статей о сталинских репрессиях против цыган. Тема эта в нашей литературе до сей поры замалчивалась. Озвученные мною материалы позволяют судить о массовых депортациях, а также о расстрелах по политическим статьям непричастных к политике кочевников.51
Через интернет отчётливо прослеживается появление правозащитных статей. Такие неуклюжие действия властей, как операция "Табор", получают оценку с демократических позиций. Причём я говорю не только о качественных газетных и журнальных публикациях. Здравые рассуждения звучали также в передаче радио "Свобода" и ряде телеинтервью. Цыгане наверняка будут признательны Максиму Ярошевскому, Андрею Шароградскому и Якову Этингеру, чётко выразившим свою гражданскую позицию.
Реальная жизнь российских цыган – её, так сказать, повседневность – проникает на страницы ряда изданий благодаря инициативе лидеров общественных организаций. К примеру, очень интересны репортажи о "цыганских иподромах" на Северо-Западе России. Жаль только, что нестандартный подход проявляют малотиражные газеты, а центральная пресса остается в стороне.52
Особо хочу отметить деятельность петербуржской правозащитницы Стефании Кулаевой. Её статьи в отечественной и зарубежной прессе посвящены социальным проблемам цыган Северо-Запада. Эти материалы отличаются глубоким знанием истинного положения дел и ответственностью за каждое слово.53
Еще одна приятная новость. Впервые появился честный материал о русских работниках в цыганских богатых домах. Обозреватель "Новой газеты" Леся Орлова с добрым юмором рисует внутренние отношения в современной цыганской семье, причём единственным недостатком я бы назвал прилипчивый термин "барон" – всё остальное нарисовано автором очень узнаваемо. Конечно, у журналистки был хороший источник – доктор филологии, взявшаяся прибирать огромные хоромы за внушительные деньги. Но ведь мы знаем, что непрофессионал на месте Орловой исказил бы с точностью до наоборот даже самые меткие наблюдения.54
Отдельно следует упомянуть тему "украденных детей". Мне не раз приходилось писать о том, что это – миф, а в реальности цыгане усыновляли сирот (в том числе принадлежащих по крови к другим народам). После того, как вышла в свет книга "История цыган", журналисты начали иронизировать над рассказами о "благотворительности". И в какой-то степени я их понимаю. Ведь самые свежие истории о приёмных детях относились в монографии к XIX веку. Но поймите и меня. Вопрос это деликатный. В частной беседе мне рассказывают всю подноготную, но… просят фамилий не упоминать, хотя, по моему разумению, стыдиться здесь нечего. К счастью, в 2002 году нашлась, наконец, цыганская семья, прорвавшая этот информационный барьер. 25 октября вся страна увидела по каналу НТВ документальный фильм о кэлдэрарах, из Ростовской области, которые усыновили русского мальчика, чтобы вырастить его как родного и сделать наследником своего богатого дома. Из комментария зритель узнал, что "родная" мать ребёнка лишена родительских прав. К моменту интервью приёмный сын разговаривал по-цыгански лучше, чем по-русски. И пусть журналисты за кадром выражали сомнения, будет ли счастлив этот белобрысый парнишка среди чужого народа. Я-то знаю, как на практике складывается жизнь таких детей. В любом случае спасибо авторам фильма Владимиру Золотницкому и Светлане Обиходовой
Есть хорошие примеры и в печатных СМИ.
19 апреля 2002 года газета "Жизнь" поместила очерк Анны Салымской под пугающим заголовком "Мать продала сына цыганке". Содержание этой документальной статьи оказалось, вопреки ожиданиям, вполне пристойным. Меняются столетия, государства, люди – но сценарий всё тот же. Бездетная цыганка вырастила ребёнка, который не был нужен родителям.55
Одним словом, воз сдвинулся. Если и другие журналисты начнут работать на том же уровне, туман таинственности вокруг цыган вскоре начнёт рассеиваться, и общество с удивлением увидит вместо привычного образа мафиозной орды добрый и в большинстве своём порядочный народ.
*****
Помимо очернения всех и вся наша пресса впадает и в другую крайность. Когда речь заходит о театре "Ромэн" или отдельных артистах, тон рецензентов становится патетически-восторженным, как будто цыганское искусство заведомо лишено недостатков. Понятно, что многие из этих публикаций инициированы заинтересованными лицами, но, согласитесь, здоровая критика необходима творческой ителлигенции, как воздух. Комплиментарность прессы приводит к самоуспокоенности. Стоит ли дерзать, если и так всё хорошо?
А ведь у театра, если честно, накопилось множество проблем. Я от души желаю ему успеха (тем более, что моя дочь и зять – ромэновские артисты), но заполнение зала является тревожным симптомом. Зритель "голосует ногами", и здесь, казалось бы, самое место для дружеской профессиональной оценки театральных обозревателей… Увы, о "Ромэне" пишут либо хорошо, либо никак. На этом фоне радует хотя бы то, что фестиваль цыганского искусства в концертном зале "Россия" вызвал полемику. Конечно же, большинство авторов по инерции откликнулось хвалебными статьями. В противовес им Марина Шимадина повторила то, о чём говорило пол цыганской Москвы: по её оценке в репертуаре был слабо представлен фольклор, зато в изобилии звучали современные песни имеющие мало общего с музыкальными традициями российских цыган. Конечно, человеку со стороны трудно разобраться в подводных камнях, помешавших устроителям осуществить всё задуманное. Но и цыганам – хотя бы на будущее – полезно узнать, как смотрелся концерт из зрительного зала. Если они поразмыслят о причинах разброса оценок, следующий фестиваль может стать подлинным праздником для зрителей всех национальностей.
*****
Задача прессы – держать руку на пульсе событий. СМИ последовательно (и даже с некоторым перебором) информируют нас о том, как цыгане "обижают" русских. Объективности ради, не мешало бы время от времени публиковать статьи с прямо противоположным содержанием. Ведь примеры, когда русские без весомых поводов травят цыган, увы, имеются.
И соответствующие новости мелькают в репортажах "с мест". Факты в них описываются мрачные. Но уже то хорошо, что насилие не везде удаётся замолчать. Одна из недавних заметок газеты "Век" озаглавлена "Опять депортация?" Моя единственная претензия к ней: "Зачем понадобился вопросительный знак?"
Депортация – она депортация и есть.

"Из посёлка Октябрьский Прикубанского района милиция выселила 16 цыганских семей.
Цыгане появились в посёлке в конце лета. На пустыре недалеко от трассы Краснодар-Ростов они встали табором, разбили палатки. Потом начали строить сборные щитовые дома. В двадцати строениях поселилось около полутора сотен цыган. Все они зарегистрировались в паспортно-визовой службе Краснодара.
Местные власти и милицию в тот момент вполне устроило объяснение “цыганского барона” Вячеслава Михая о причинах переезда его клана из Воронежской области: дети там часто болеют из-за радиации. Местные жители, собравшись на сход, решили: пусть табор живет рядом, беспокойства новые соседи не доставляли, на жизнь зарабатывали торговлей, продавали какие-то шланги.
Тем временем милиция заинтересовалась, не налаживают ли цыгане какой-нибудь криминальный бизнес. Однако, эти подозрения не подтвердились – не было даже намёка на связь новосёлов с наркобизнесом или иными тёмными делами. Тем не менее представители местной администрации заявили жителям поселка: цыгане ничего плохого не сделали, но всё это до поры до времени, не будем ждать, примем превентивные меры.
И провели форменную депортацию. Приехав в табор, милиционеры после бурных объяснений с цыганами побросали их вещи в грузовики, а самих цыган затолкали в два больших автобуса. В сопровождении патрульных машин колона отправилась в село Александровка Новоусманского района Воронежской области. Сборные домики остались под охраной милиции. “В ближайшее время разберём и отправим владельцам в Воронеж”,- пообещало милицейское начальство.
“И на том спасибо”,- осталось констатировать горе-путешественникам".
56

Именно благодаря подобным репортажам у историков есть шанс создать объективную историю цыганского национального меньшинства в России. Простите за длинную цитату, но следующая статья заслуживает перепечатки без сокращений. Давайте вместе посмотрим на бесправие очередного кэлдэрарского табора. (Фамилия Михай, упомянутая в репортажах с Кубани и из Новосибирска, является самой распространенной в этногруппе кэлдэраров).

"Эта грустная история началась в июне. Тогда табор из Кемеровской области решил переселиться в Новосибирский поселок Пашино. Цыгане купили большие участки земли, построили там времянки и начали готовиться к капитальному строительству. Но их планам осесть не суждено было сбыться. Сельчане ромалов сразу невзлюбили и договорились выжить из поселка, чего бы это им не стоило. Они даже написали письмо губернатору области Виктору Толоконскому с просьбой убрать цыган, угрожая, что, если табор не уберется в трёхдневный срок, жители применят силу. Так и не дождавшись ответа, около 600 селян собрались на стихийный митинг. Жители поносили цыган на чём свет стоит, а в финале пообещали сжечь дома “кочевников” со всеми их жителями, среди которых, кстати, были грудные дети и беременные женщины. По версии местных жителей, сельчане не страдают приступами беспричинной ненависти к цыганскому народу и совсем не националисты. Мол, поводом для экстремальных действий с их стороны стало то, что цыгане стали продавать налево и направо белый волшебный порошок под названием героин и воровать в домах и дачах. Мы обратились в 13-е отделение милиции Новосибирска, за которым закреплен поселок Пашино. Но блюстители порядка уверенно ответили, что ни один человек из этого табора ни в каком криминале не замешан: наркотиками не торговали, не воровали, никого не оскорбляли и не хулиганили. И даже больше, оказывается, цыгане вели себя в отличие от жителей поселка очень спокойно и были самыми что ни на есть законопослушными гражданами. Правда, иногда цыганки гадали на рынке, но это ведь не преступление. Кстати, очень часто местные жительницы охотно обращались к ним, чтобы узнать свое будущее. Откуда же такая неприязнь со стороны местного населения? На этот вопрос милиционеры затруднились ответить. Лишь предположили, что в маленьком посёлке, где все много лет друг друга знают, испугались, что новые жители нарушат размеренный уклад жизни. Мол, чужаки здесь очень заметны и их здесь никогда не было… Ещё блюстители порядка из отделения милиции с несчастливым номером 13 пояснили: “Местные жители просто боятся цыган из-за слухов, что главное занятие в таборе – продажа наркотиков. К тому же людям не нравится, что цыгане гадают и что они купили здесь землю”."
Вот ответ? Земля. Может быть, местные жители, сильно пьющие и живущие в массе своей небогато, просто завидуют табору? Какие-то чужаки приехали в маленький поселок в золоте и ярких одеждах, да к тому же на иномарках (!), и сразу купили здесь хорошую землю и занялись строительством.
Сколько в таборе цыган, даже в отделении милиции мне не смогли ответить. Кто-то говорил 100, кто-то – 50-60. Единственное, о чём знали более или менее конкретно: детей в таборе было много. После митинга, на котором разгорячёные жители поселка пообещали цыган сжечь, испугались сами милиционеры, и отряд в тридцать человек охранял табор. Испуганные цыгане моментально за бесценок стали продавать участки земли, купленные, кстати, за приличные деньги в кооперативе “Мегаполис” и у местных дачников. Они спешили, опасаясь самых настоящих кровавых погромов. Когда цыгане стали уезжать, их охранял автопатруль из трёх человек. Слава богу, обошлось без жертв.
Почему так спешили цыгане? Кроме страха была ещё одна причина. Им надо было торопиться, в таборе много детей-школьников. А скоро первое сентября. И пусть никого не удивляет: цыгане тоже ходят в школу и учатся не хуже русских.
Теперь в негостеприимном поселке Пашино остались две отважные семьи. Скоро уедут и они, а пока пытаются вернуть деньги за землю. Так и живут в страхе.
Периодически к ним приезжает предводитель табора Михай. Откуда он возникает, и где бежавшие цыгане остановились, не знает никто".
57

*****
Хотелось бы в главе о "проблесках надежды" привести побольше положительных фактов. Но я сознательно завершаю второй выпуск "Цыгане и пресса" на тревожной ноте.
Лжи в наших средствах массовой информации – с избытком. Правдивых публикаций – всё ещё катастрофически мало.
В цыганских организациях разлад. У большинства до негатива в прессе руки не доходят. Правовые методы борьбы с клеветой пока ещё не применялись. А ведь на соседней Украине цыганские активисты уже добились в ряде случаев публичных извинений и материально наказали некоторые редакции за антицыганские высказывания. Когда мы увидим нечто подобное в демократической России?
Надеюсь, в следующий раз я смогу поведать Вам об успешных судебных процессах против журналистов с нацистской психологией. А главное – мне хотелось бы, чтобы пропорция между клеветой и правдой радикально изменилась в лучшую сторону.

45. Бессонов Николай. Развитие цыганского костюма. Цыгане. М., 1999. С. 46-66;
Деметер Н.;Бессонов Н. История цыган – новый взгляд. Воронеж, 2000.
46. Арский Константин. Табор уходит… по домам. Специальное приложение № 2 (10) к Вечерней Москве. М., 31.I.2002.
47. Цыганам - героям войны поставят памятник. Московский комсомолец. № 132 (23018) 20.VI.2002
48. Анфимова Анна. Геноцид цыган в Смоленской области в годы нацистской оккупации. Тум-балалайка. С-Пб., №15-16. С. 10-12;
Данилкин Алексей. Цыганские дети и нацистские интриги. Тум-балалайка. С-Пб., №15-16. С. 12-15;
49. Боссарт Алла. Цыганочка с выходом. Новая газета. М., № 94-95 (737-738) 27-31.12.2001. С.28, 29.
50. Серенко Елена. Распрягайте, хлопцы, кони. Новые известия. № 113 (882). 4.VII.2001.
51. Бессонов Николай. Цыгане под сенью рубиновых звезд. 30 октября. М., № 22. 2002. С. 6-7;
Бессонов Николай. Убиты за трудолюбие. 30 октября. М., № 23. 2002. С. 5;
Бессонов Николай. Цыгане: годы ссылок и побегов. 30 октября. М., № 26. 2002. С. 10.
52. Медведева Ольга. Русские цыгане живут без криминала.
53. Кулаева С. Проблема бездомности и “неадекватного жилья” на примере положения цыган. Антифашистский мотив. С-Пб., № 2. 2002. С.23-33.
54. Орлова Леся. Цыганское счастье доктора русской филологии. Новая газета. М., № 17 (755) 11-13.03.2002. С.19.
55. Салымская Анна. Мать продала сына цыганке. Жизнь. М., №72 (159), 19.04.2002.
56. Опять депортация? Век № 45. 16-22.XI.2001
57. Николайчик Наталья. Первая русско-цыганская война. Версия. 29.VII-4.VIII.2002. № 29 (202). С. 16.