О ситуации в российском цыгановедении. Полемика Николая Бессонова с Леонидом Селимовым.

 

 

Ромалэ и иже с ними, тэ дэл Одэл амэнь саворэн (аллаен), Бахт тай Састипэ!

Приглашаю к разговору всех цыган, образованных или не очень образованных, потолковать на тему: Почему о нашем народе пишут всякую муйню? Почему "гадже", пишущие о цыганах, считают себя "цыганологами" и искренне в это верят? Пожалуй, начну наш разговор, в чисто цыганской интерпретации: А сколько они, за свои труды получали, получили, получают и ещё долго будут получать? Это первое.
Второе: Где они берут о нас столько информации, зачастую "шаблонную", и почему наши родные рома-учёные, чувствуют себя в окружении "приблудных"цыганологов, сиротами и недоучками? Давайте чавалэ-ромалэ, попытаемся понять этих людей, и сдержанно поблагодарим их за всё, что они для нас сделали, делают и ещё долго будут делать, своё дело. Именно своё дело! Попробуйте скажите им ,что там-то, и в том -то месте, они врут или просто попугайствуют (ПЛАГИАТ?)! Не видать тогда вам ромалэ-учёные-историки-лингвисты, своих трудов в печати, как своих ушей! Вот где воистину торжествует наша народная мудрость: "Гаджё-гажеса, ром-ромэса"! Пусть считают меня цыганским националистом (хотя это далеко не так), но я с трудом верю в бескорыстие приблудных цыганологов, а то и вообще не верю. Всё равно рома для них "объект", и "папуасы", а они "Миклухи-Маклаи"! Один мой знакомый "циганолог", с гордым видом сообщил:- "Я очень долго дружил с одним цыганом, но он уже умер к большому сожалению". И мне жаль ,что один- единственный цыган дружил с ним, и тот умер преждевременно! У меня, в отличии от него (цыганолога), не один русский друг, и все пока живы-здоровы, слава Богу! Правда, я не берусь писать историю русского народа, потому-что не русский! Вообще История как наука, на мой взгляд, это самый "весёлый" набор искаженной правды и правдоподобной лжи. Этим-то меня и веселит, эта серьёзная свиду наука. За "весёлость" ,я ее полюбил до умопомрачения, и не разлюблю никогда, потому-что она всегда разная. Историков тоже уважаю.
Настоящие цыгане! Правды говорить не любят, потому-что правда ГОЛАЯ! Историки, как известно, далеко не стриптизёры! Вот и получают студенты "историю под шубой". Цыганская история подаётся не только в "шубе",но и под острым соусом"НИЗШАЯ КАСТА", ПРОСТИТУТКИ, ВОРЫ, ЛЮДОЕДЫ, ГРЯЗНЫЕ И т.д.и т. п.! В следующий раз я расскажу вам о происхождении крымских татар (не всех), о таврах, киммеррийцах, скифах и их идентичности по антропологическим признакам с цыганами. Есть масса доказательств и научных обоснований, что индоарийская раса жила в Крыму, ещё до официальной версии исхода нашего народа из Индостана! Вот так. Это что касается истории. Теперь о языке цыган и цыганских"нэций": не "нэцкайте" пожалуйста! Если какой -то полудурок не способен был говорить правильно это простое слово, а его так и записал другой полудурок, то это не значит, что мы цыгане неспособны сказать правильно слово НАЦИЯ! Но это только начало: Кто дал право делить нас на касты? Почему из книги в книгу "перекачиваются" понятия о цыганских кастах. Эти цыгане такие, те цыгане не такие, а там цыгане, вообще мрак-мраком! Скажите так о русских, вернее напечатайте и выдайте нагора "монстра" и назовите эту муйню НАУЧНЫМ ТРУДОМ!
Да вам бы бошки поотбивали за то, что курским пришьёте попрошайничество, питерским русакам воровство, московским ещё чё нибудь похлеще! Те цыгане которые придерживаются такого мнения о своём народе, сами наверное из русских или евреев. Враги цыган, говорят о нас больше правды, чем "наши друзья". Враги говорят: -цыгане все одним миром мазаны! Да мы одна цыганская нация "РОМА", и мы тоже, как говориться люди, и ничто человеческое нам не чуждо! Не надоело нам ромалэ оправдываться перед теми, что шли сын на отца,брат на брата, резали друг-друга в братоубийственных войнах, за химерные идеи своих царьков, за кусок земли, небо и море, за право на рабство и собачью нищенскую жизнь? Чем они лучше и безгрешнее перед ВСЕДЕРЖАТЕЛЕМ? Давайте сделаем так: создадим своё, чисто "РОМАНО" издательство, пусть на русском языке, на цыганских и т.д., и вы убедитесь в мудрости слов МАТЕО МАКСИМОВА: "если бы цыгане были грамотны, каждый второй, стал бы писателем"! Приглашаю вас в мой блог, и желаю вам успехов!

ЛЁМА КРЫМСКИЙ


 

 

 

Итак, вы прочитали открытое письмо, распространённое через "цыганскую рассылку" по Интернету. Автор его в научных кругах неизвестен (хотя и подписывается как "этнограф"). Тем не менее, его воззвание затрагивает вопросы, которые так или иначе обсуждаются цыганами. Взгляды Леонида Селимова (который называет себя Лёмой Крымским) достаточно распространены. Вот почему я воспользуюсь его текстом, чтобы разъяснить ситуацию в цыгановедении. В своих комментариях пойду - как водится - с начала, разбирая пункт за пунктом.


Приглашаю к разговору всех цыган, образованных или не очень образованных, потолковать на тему: Почему о нашем народе пишут всякую муйню? Почему "гадже", пишущие о цыганах, считают себя "цыганологами" и искренне в это верят? Пожалуй, начну наш разговор, в чисто цыганской интерпретации: А сколько они, за свои труды получали, получили, получают и ещё долго будут получать? Это первое.


Уже в первых строках Лёма Крымский высказывает догадку, которая дорога многим цыганам. Страшнее всего для этих людей мысль, что на их народе кто-то зарабатывает огромные деньги. Сейчас я буду выглядеть как жестокий человек, который отнял у ребёнка любимую игрушку. Но всё же растолкую реальность.
Цыгановеды вообще не зарабатывают деньги "на цыганах".
"А как же гонорары?"- спросят меня.
А никак. За статьи в научных сборниках гонорары не платят. Считается, что цыгановед должен быть счастлив, что ему дали возможность опубликовать свой труд. Я, к примеру, раз двадцать публиковался в научных сборниках у нас и за рубежом. И не получил за это ни копейки.
Я понимаю, что для таких, как Лёма Крымский мои слова прозвучат дико. Они привыкли мерить всё рублём. Но проверить мои слова очень просто. Связываемся с редакцией научного журнала. Предлагаем статью о цыганах. И спрашиваем о величине гонорара. Потом недоумённо чешем в затылке и впервые задумываемся: "Ну и зачем же они вообще пишут, если за это денег не платят?"
А ведь всё просто.
Спросом литература по цыгановедению не пользуется (кто и где её будет покупать?) Поэтому существует наша отрасль знания "на энтузиазме".
Есть, правда, литература, которая издаётся на зарубежные гранты. Но авторский гонорар в смете не предусмотрен. Помощь состоит в том, что вам дают деньги на бумагу и типографские расходы. Да ещё не полностью. Предполагается, что автор "вложит свои", а потом может быть отобьёт их, продавая часть тиража.
Если сумеет.
Потому что цыганская тема вызывает у массового читателя отторжение после массированной кампании в СМИ о наркоторговле. Кстати, именно по этой причине отказываются от документальных книг о цыганах издатели. Окидывая знающим взглядом публикации коллег, я вижу, что никто из них этнографическую книгу "под гонорар" не издал.
"Стоп!- спросит Лёма Крымский.- Но ведь литература выходит! Каким образом?"
А за свой счёт, уважаемый. Или на деньги спонсоров. Вам это трудно понять, но всё же попробуйте. Мы тратим деньги на этнографические поездки и работу в архивах. Мы тратим время (за которое могли бы заработать что-то на семейные нужды). Потом вкладываем личные средства. Несём энную сумму в типографию.
Вот книга и готова.
Дальше распространяем её, кто как может (в основном, коллегам, по библиотекам, знакомым и т.д.) И в этот момент выслушиваем от таких, как Лёма, что озолотились "на цыганах".
Почему мы не обижаемся?
Ну, прежде всего, мы понимаем, что цыгановедов наивно путают с цыганскими активистами, которые действительно зарабатывают на своём народе множеством способов (например, продают цыганам паспорта, не признанные ни одной страной мира).
Далее, подозрения о колоссальных доходах цыгановедов прекрасно лечатся. Особенно полезно посмотреть, в каких бытовых условиях мои коллеги живут, имеют ли машину и так далее. Окончательно прочищает мозги манера раздавать книги задаром всем, кто интересуется цыганской историей и культурой.
Вы же взрослый человек, Лёма. Откуда возьмётся доход, если на обороте обложки написано "распространение бесплатное"?


Второе: Где они берут о нас столько информации, зачастую "шаблонную"?


Очень хороший вопрос. Действительно, откуда цыгановеды берут сведения для своих книг?
Ответ.
Плохие цыгановеды (как справедливо выше подмечено) просто передирают факты у коллег.
А хорошие работают в архивах и ведут так называемые "полевые работы". Делают они это вовсе не по принципу "у меня есть один знакомый цыган". Информантов должно быть много, их слова надо проверять и перепроверять. Устные источники позволяют восстановить многие полузабытые факты. Пожилые цыгане - носители важного жизненного опыта. Иронизировать над этим источником глупо. Ещё глупее - недооценивать архивную информацию. Возьмём тему геноцида. Сколько погибло цыган, и где? Ответить на эти вопросы можно, заглянув в папки, собранные ещё в 1942-1945 годах. Именно тогда факты о фашистских расстрелах фиксировались для истории. Никто не мешал цыганам потратить несколько лет для работы в архиве. Но ведь они туда не заглядывают. Вот уже шесть с лишним десятилетий приходится русским и немецким цыгановедам делать эту работу вместо них.


…и почему наши родные рома-учёные ,чувствуют себя в окружении "приблудных" цыганологов, сиротами и недоучками? Давайте чавалэ-ромалэ, попытаемся понять этих людей, и сдержанно поблагодарим их за всё что они для нас сделали, делают и ещё долго будут делать, своё дело. Именно своё дело! Попробуйте скажите им ,что там-то, и в том -то месте, они врут или просто попугайствуют (ПЛАГИАТ?)! Не видать тогда вам ромалэ-учёные-историки-лингвисты, своих трудов в печати, как своих ушей! Вот где воистину торжествует наша народная мудрость: "Гаджё-гажеса, ром-ромэса"!


Сразу видно, что вопль о чужаках, которые затирают бедных цыган, издаёт человек несведущий. Если бы Леонид Селимов хотя бы раз держал в руках научные сборники, то убедился бы, что состав авторов интернационален. Берём, к примеру, солидное киевское издание 2008 года. Кто помешал там опубликоваться цыганам? К этой национальности принадлежат И.Думинику, Г.Цветков, П.Григориченко, Ю.Иваненко и др. Критерий отбора вовсе не связан с папой-мамой. Редакционный совет отсеивает не за цыганское происхождение, а за авторскую беспомощность. Этот острый нож разит без разбора "гаджен" и "ромэн". Если интересно моё личное мнение, то добавлю, что требования к качеству неплохо было бы ужесточить.

Фото с обложки киевского сборника по цыгановедению. 2008 год. На конференции цыгане мирно соседствуют с учёными других национальностей.

Пусть считают меня цыганским националистом (хотя это далеко не так), но я с трудом верю в бескорыстие приблудных цыганологов, а то и вообще не верю. Всё равно рома для них "объект", и "папуасы", а они "Миклухи-Маклаи"!


Интересное у Лёмы Крымского мнение о цыгановедах. По его убеждению "гадже" просто обязаны относиться к его народу как к низшей расе. И снова мы видим, что наш рассерженный автор просто не знает людей, о которых взялся судить. Ведь цыгановедов немного. Я перебираю в памяти коллег и не понимаю - о ком это он?
Некоторые из нас - наполовину или на четверть цыгане по крови. Этих сразу отсеиваем.
Явно не тянет на расистку женщина с учёной степенью, которая вышла за цыгана замуж.
Я вроде бы тоже отпадаю. Живу под одной крышей с зятем-цыганом и внуками.
Ещё один цыгановед-"расист" сватался к цыганке. Да - брак не сложился. Но не по его вине.
Думаю я, думаю - и никак не придумаю, кто же из нас тот самый таинственный персонаж, относящийся к цыганам как к диким папуасам? Похоже, учёный такого типа существует только в воспалённом воображении закомплексованых людей.


Один мой знакомый "циганолог", с гордым видом сообщил:- "Я очень долго дружил с одним цыганом, но он уже умер к большому сожалению". И мне жаль, что один- единственный цыган дружил с ним, и тот умер преждевременно! У меня, в отличии от него (цыганолога), не один русский друг, и все пока живы-здоровы, слава Богу! Правда, я не берусь писать историю русского народа, потому-что не русский!


А я, между прочим, с первых строк письма ждал, когда же будет озвучена расистская идейка, что о русских могут писать только русские, а о цыганах - только цыгане.
Дождался.
Тут Лёма Крымский не одинок. Многие националисты думают так же. И невдомёк им, что недалеко они ушли от Гитлера, мечтавшего создать "арийскую науку".
Истина не зависит от паспортных данных учёного. Так уж сложилось, что лучшие африканисты и индологи - белые европейцы. Цыгановедение вот уже два столетия успешно развивается усилиями немцев, англичан, болгар, венгров и так далее. Вообще многие вещи острее воспринимаются "со стороны". Я - русский. Но многое в нашей истории и национальном характере открыл для меня американский автор. Леониду Селимову невдомёк, что тем в цыгановедении очень много. Их и совместными-то усилиями разработать не удаётся. А что будет, если оставить только расово чистых "ромских" авторов? Вообще пшик?
500 лет цыгане были в рабстве в Румынии. Трагедия огромного масштаба. Казалось бы - кому как не румынским цыганам описать страдания своих предков? Как-никак, цыган в этой стране восемьсот тысяч. Почти миллион! Могли бы выделить из своей среды двоих-троих историков. Но это только на словах цыгане "сами с усами". А в реальности - полтора столетия безделья. Ситуация стала выправляться только несколько лет назад, когда румынский цыгановед Виорел Аким создал исследовательский проект о временах рабства, подтянув к этой работе своих студентов и аспирантов.
Кто мешал Лёме Крымскому и его гордым единомышленникам написать работы по сталинским репрессиям против цыган, о нацистском геноциде, о цыганских фронтовиках и так далее? Но ведь гораздо приятнее бухтеть о расизме "гаджен", не ударив пальцем о палец. В результате цыганских стариков опрашивают (и в архивах работают) русские, немцы, украинцы, евреи. Если что-то будет сохранено для истории, то благодаря им. А что останется от Лёмы? Презрительные реплики по поводу тех, кто трудится на благо его народа?
Чем шипеть на русских - лучше присоединился бы к тем цыганам, которые делают в науке реальное дело. Обратите внимание, что состоявшиеся цыганские авторы не имели и тени национализма. Разве можно углядеть презрение к "гаджам" у таких деятелей, как Роман Деметер или Николай Панков?
Да. Хорошо, что у Леонида Селимова нет власти. В своё время Гитлер сильно тормознул немецкую физику, выдавив еврейских учёных в Америку. Призыв двигать дальше цыгановедение только силами чистокровных цыган мог бы привести к тем же результатам.
Если бы кто-то слушал графоманов.


Настоящие цыгане! Правды говорить не любят, потому-что правда ГОЛАЯ! Историки, как известно, далеко не стриптизёры! Вот и получают студенты "историю под шубой". Цыганская история подаётся не только в "шубе", но и под острым соусом" НИЗШАЯ КАСТА", ПРОСТИТУТКИ, ВОРЫ, ЛЮДОЕДЫ, ГРЯЗНЫЕ И т.д. и т. п.! В следующий раз я расскажу вам о происхождении крымских татар (не всех), о таврах, киммеррийцах, скифах и их идентичности по антропологическим признакам с цыганами. Есть масса доказательств и научных обоснований, что индоарийская раса жила в Крыму, ещё до официальной версии исхода нашего народа из Индостана! Вот так. Это что касается истории. Теперь о языке цыган и цыганских "нэций": не "нэцкайте" пожалуйста! Если какой -то полудурок не способен был говорить правильно это простое слово, а его так и записал другой полудурок, то это не значит, что мы цыгане неспособны сказать правильно слово НАЦИЯ! Но это только начало: Кто дал право делить нас на касты? Почему из книги в книгу "перекачиваются" понятия о цыганских кастах.

 

Тут я вообще в растерянности. Действительно ничего о своём народе не знает? Или притворяется? Ну пусть пойдёт к приятелям "крымам" и скажет, что они ничем не отличаются от "влахов". Или пусть "ловарю" докажет, что между ним и русским цыганом никакой разницы. Я не мастак разбрасываться эпитетами в стиле Лёмы Крымского. Но догадываюсь, как его назовут, если он попробует проповедовать в этом стиле. Потому что цыганские этногруппы (нации) объективно существуют независимо от его желания.

 

Эти цыгане такие, те цыгане не такие, а там цыгане, вообще мрак-мраком! Скажите так о русских, вернее напечатайте и выдайте нагора "монстра" и назовите эту муйню НАУЧНЫМ ТРУДОМ!
Да вам бы бошки поотбивали за то, что курским пришьёте попрошайничество, питерским русакам воровство, московским ещё чё нибудь похлеще!


В этом месте Лёма Крымский путает цыгановедов с журналистами. Последние действительно публикуют пасквили типа: "котляры занимаются кражами, а плащуны специализируются на убийствах священников". Никогда не видел подобных оскорбительных текстов за подписью этнографа. Цыгановеды как раз заняты тем, что развенчивают подобную мифологию. Впрочем, чтобы в этом убедиться, надо вначале прочитать их книги. Увы, некоторые Лёмы рассуждают по принципу: "Я не читатель, я писатель".


Те цыгане которые придерживаются такого мнения о своём народе, сами наверное из русских или евреев. Враги цыган, говорят о нас больше правды, чем "наши друзья". Враги говорят: цыгане все одним миром мазаны! Да мы одна цыганская нация "РОМА"

 

Да кто спорит? Только делятся цыгане на 70 этногрупп. И часто сами друг друга за цыган не считают. Немецкие синти сочтут оскорблением, если их причислят к общности "рома". (Таких примеров десятки). Но ведь для того, чтобы видеть несколько дальше своего носа, надо книжки читать. Надо общаться с цыганами разных стран. А с этим у нашего правдоискателя проблемы...

 

и мы тоже, как говориться люди, и ничто человеческое нам не чуждо! Не надоело нам ромалэ оправдываться перед теми, что шли сын на отца, брат на брата, резали друг-друга в братоубийственных войнах, за химерные идеи своих царьков, за кусок земли, небо и море, за право на рабство и собачью нищенскую жизнь? Чем они лучше и безгрешнее перед ВСЕДЕРЖАТЕЛЕМ? Давайте сделаем так: создадим своё, чисто "РОМАНО" издательство, пусть на русском языке, на цыганских и т.д., и вы убедитесь в мудрости слов МАТЕО МАКСИМОВА: "если бы цыгане были грамотны, каждый второй, стал бы писателем"! Приглашаю вас в мой блог, и желаю вам успехов!


Я двумя руками "за". Давно пора.
Кстати, а почему цыганское издательство не создано ещё в девяностые годы? Коммунистов у власти нет. Уже давно "можно". Я тут прочитал цитату из Матео Максимова. Но тот был цыганом-кэлдэраром, и жил во Франции. В его окружении и впрямь были одни неграмотные ремесленники.
А у нас? Неужели Леонид Селимов не знает, сколько цыган получило в советские годы среднее и высшее образование?
Грамотные-то у нас все. Но что-то я не наблюдаю ситуацию: "Каждый второй - писатель". Ну а те, кто хочет - публикуются. Если есть талант или научный склад ума, цыгане давно уже находят способы проявить себя и в "гадженском мире".
Другое дело неудачники, которых и сейчас не подпускают близко к типографии за непрофессионализм. Взять того же Леонида Селимова. Возраст солидный. Внуки давно есть. А публикаций нет, и не предвидится. Выпускать книги за свой счёт (как это делают русские) - денег жалко. Вот тут очень кстати озвучивается идея цыганского издательства "Романо". Лёма Крымский будет писать опусы про арийцев в Крыму, а другие цыгане оплатят ему это удовольствие.
Бог в помощь…
А вообще я желаю Лёме Крымскому всяческих успехов. Если его инициатива не разделит судьбу всех предшествующих проектов, то нас ждёт немало интересного. Леонид Селимов бомбит интернет новостью, что написал книгу, которую никто не хочет печатать. (Действительно, трудно найти научное издание, которое возьмётся выпустить в свет версию о проживании цыган в Крыму с 10 века). Но если богатые люди скинутся, труд всё же будет опубликован. Стало быть, жанр цыганского фольклора пополнится.
Не следует думать, что цыгановеды замалчивают книги, созданные в рамках "цыганской псевдонауки". Такие издания охотно цитируют. На нашем сайте есть статья, анализирующая труды зарубежных собратьев Лёмы Крымского. Что только не пишут "ромские" авторы! Есть гипотезы о происхождении цыган от атлантов, от египетских фараонов, и даже от шумеров! Пишут о том, что цыгане - "пропавшее 12-е колено еврейского народа" или результат нового воплощения Будды. Заявляют, что они основали Рим или создали страну Румынию. Поверьте, всё это не менее интересно, чем сказки, пословицы, песни, "страшные истории" и другие направления цыганского фольклора.
Ждём пополнения коллекции.